Линки доступности

Обзор печати от 16 июня 2005 г.


Конец туннеля в деле гарвардских профессоров. Близится к завершению тянущееся уже пять лет судебное дело по иску американских федеральных властей к Гарвардскому университету, профессору этого университета Андрею Шлейферу и его коллеге Джонатану Хэю. По сообщению газеты «Бостон глоб», между сторонами достигнуто соглашение об урегулировании претензий, оно должно быть обнародовано в двухмесячный срок. Авторы заметки Марчелла Бомбардьери и Алекс Бим напоминают читателям о перипетиях этой истории, имеющей непосредственное отношение к России.

В начале 90-х годов при Гарвардском университете был создан Институт международного развития. Американское правительственное Агентство международного развития подписало с этим институтом пятилетний контракт, по условиям которого он должен был консультировать российское руководство по проблемам перевода экономики на рельсы рыночной экономики. Под этот контракт агентство выделило Гарварду многомиллионные суммы. Руководили осуществлением проекта Андрей Шлейфер и Джонатан Хэй.

В 1990-м году против Гарвардского университета было возбуждено уголовное дело по обвинению в том, что он ввел федеральные власти в заблуждение относительно использования выделявшихся на проект средств. Шлейфера и Хэя обвинили в том, что они одновременно с консультантской деятельностью в России инвестировали сотни тысяч долларов в ценные российские бумаги и акции российских нефтяных и других компаний. В исковом заявлении министерства юстиции говорилось, что «Шлейфер и Хэй своими действиями «задержали развитие российской экономики, …нарушили отношения между США и Россией и бросили тень на американские проекты на общую сумму 350 миллионов долларов».

«В июне прошлого года судья, рассматривавший это дело, признал Шлейфера и Хэя виновными. В то же время он исключил из дела как недоказанное обвинение против Гарвардского университета в том, что он сознательно ввел федеральные власти в заблуждение», – говорится в статье, опубликованной в газете «Бостон глоб».

Роковые расчеты и просчеты Сталина. Гарвардский университет фигурирует в нашем сегодняшнем обзоре и в другом контексте. Профессор-историк из этого университета Ниал Фергюсон написал в журнале «Нью-Йорк таймс бук ревью» рецензию на три новые книги о Сталине и сталинизме. Это только что изданное исследование бывшего сотрудника ЦРУ Дэвида Мерфи «Загадка плана «Барбаросса». Что знал Сталин», «Сталинское безрассудство: трагедия первых десяти дней Второй мировой войны на Восточном фронте» российского автора Константина Плешакова и новая биография Сталина английского историка Роберта Сервиса. Рецензия появилась в последнем книжном обозрении «Нью-Йорк таймс».

Фоном для разбора этих книг профессор Фергюсон избрал события, которые у всех и каждого на слуху – теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. Как установила официальная следственная комиссия, разведывательная информация с предостережениями о возможности терактов не была своевременно оценена должным образом или была положена под сукно. «Если бы в СССР после войны было проведено официальное расследование событий, приведших в колоссальной катастрофе 22 июня 1941 года, которая обошлась стране в миллионы жертв, отчет об этом расследовании, вероятно, читался бы как книга Дэвида Мерфи, – пишет рецензент. – Если бы поступавшая к Сталину точная информация о готовящемся нападении была принята во внимание, потери советской стороны были бы гораздо менее значительными».

Дэвид Мерфи упоминает в своей книге о многочисленных донесениях советских разведчиков о готовящемся нападении. Помимо широко известных предостережений Рихарда Зорге, он воспроизводит шестистраничный меморандум об агрессивных планах Германии, датируемый маем 1939 года, и донесения советского агента в Германии Рудольфа фон Шелиха (по кличке «Ариец») и другие документы такого же рода. Сталин считал все эти сведения « дезинформацией англичан».

«В книге Мерфи обращают на себя внимание два момента, – пишет рецензент. – Во-первых, это масштабы советской разведывательной сети в Европе, которая продолжала поставлять в Москву первоклассную информацию, несмотря на все старания Сталина эту самую сеть уничтожить. И второе – что Германия при подготовке нападения больше уповала не на секретность, а на дезинформацию… Сталин же, по мнению Мерфи, оказался в плену этой дезинформации и коммунистических догм».

Упоминает рецензент и о том, что при работе над книгой Мерфи был допущен только в Российский государственный военный архив. А министерство обороны РФ отказалось отвечать на его запросы. «При Борисе Ельцине атмосфера официальной секретности ослабла, при его преемнике Путине началось движение вспять. Возможно, это и не удивительно, если учесть очевидное желание Путина воскресить старые мифы Великой Отечественной войны», – комментирует профессор Фергюсон.

Вуди Аллен и русские деньги. «Тридцать лет назад знаменитый американский актер и кинорежиссер Вуди Аллен снялся в фильме «Любовь и смерть» – пародии на «Войну и мир» Льва Толстого. В нынешние времена Вуди Аллена связывают с Россией совсем другие мотивации, – пишет журнал «Форбс». – Его последний по времени фильм, скоро выходящий в прокат под названием «Решающее очко», на 20% снят на российские деньги. Финансировал фильм люксембургский филиал российской компании «Тема продакшнз». В свою очередь эта компания принадлежит российской телекоммуникационной фирме «Система», которой владеет миллиардер Владимир Евтушенков».

«При всей нищете в России много свободных денег, и часть из них вкладывается в кинематограф, – говорится в заметке. – Государство старается поддержать отечественную кинематографию, и с этой целью предоставило российским кинокомпаниям налоговые льготы».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG