Линки доступности

Кто хочет сохранить русский язык и культуру в Америке?


В минувший уикенд в пригороде Вашингтона Гейтерсбурге состоялась конференция, посвященная проблемам сохранения русского языка и культуры в Америке. Ее идея заключалась в том, чтобы собрать всех, кому небезразлична судьба русского языка и культуры в Америке.

Конференцию открыл мэр Гейтерсбурга Сидней Кац.
Он отметил, что Гейтеhсбург гордится многонациональным составом своего населения и делает все возможное, чтобы национальные общины чувствовали себя, как дома. «Я готов им в этом всемерно помогать», – заявил мэр. В честь первой в Америке конференции по сохранению русского языка и культуры он объявил период с 10 по 12 июня 2005 года Днями русской культуры в Гейтерсбурге.

Интерес к сохранению русского языка возник с появлением русскоязычных иммигрантов четвертой и пятой волны, которые поддерживают прочные связи с Россией и хотят, чтобы их дети и внуки говорили с ними на одном языке.

На конференцию съехались преподаватели русского языка, руководители художественных и театральных студий, представители русскоязычных СМИ из 10 штатов Америки. Были и гости из-за рубежа – из Германии, России, Канады…

Работа проходила по секциям: «Сохранение русского языка в семье», «Педагогические и методические технологии преподавания русского языка», «Обучение языку и театральная педагогика».

Участники конференции выступили учредителями общественной некоммерческой Ассоциации русскоязычных диаспор США.

На вопросы Русской службы «Голоса Америки» отвечает организатор конференции Виктория Брайлица.

Инна Озовская: Как родилась идея этой конференции?

Виктория Брайлица: Родилась идея совершенно неожиданно. Ко мне подошла Света Соколова, директор русской школы «Алые паруса»в Гейтерсбурге, и рассказала, что она будет готовить конференцию для учителей русского языка. Во время обсуждения родилась идея, что, может быть, стоит расширить круг приглашенных – пригласить не только директоров школ, преподавателей и родителей, но и представителей СМИ. И даже вообще попытаться каким-то образом объединить или, во всяком случае, собрать под одной крышей весь так называемый русскоязычный мир Америки.

И.О.: И вам удалось это сделать?

В.Б.: Мне кажется, что частично да. Я считаю, что результаты положительные. Люди приехали на свои деньги почти из десяти штатов, из Канады, даже из Германии…. Это знак того, что идея не осталась в стороне и что у нас есть единомышленники. А в этом и была основная цель – увидеть, действительно ли есть тут русскоязычный мир? Есть ли люди, которые готовы нас поддерживать, хотят быть вместе и сохранять русскую культуру, развивать русский язык?

И.О.: Как вы считаете, какие основные проблемы стоят на пути сохранения русского языка и русской культуры в Америке?

В.Б.: Проблем слишком много. Главная проблема – та, что мы очень разобщены. И мы очень разные: существует пять волн иммигрантов, и каким-то образом соединить, объединить эти волны довольно сложно: нужно быть невероятным дипломатом. И мне хочется, чтобы наша конференция смогла выступить в роли такого дипломата, который бы смог именно на основе русского языка объединить разные волны иммигрантов, разных людей, с разным образованием, из разных городов, и также из других штатов Америки.

У нас есть нечто общее: у нас есть языковая общность. Так давайте на этой основе попытаемся показать, что мы действительно люди достойные, способные организоваться, что мы не подвластны той самой «русской хандре». Мы не хотим быть поодиночке, у нас есть желание общаться, у нас есть желание быть вместе.

И.О.: Но ведь для этого необходимо иметь достаточно серьезные источники информации. Есть они у вас?

В.Б.: Да, в наше время без информации ни одна организация, ни одна идея не выживает, Мы пытаемся наладить базу данных, и для этого мы провели регистрацию всех желающих, всех участников. Собралось уже больше ста таких людей, организаций, фирм, школ и так далее. Это будет общая база данных. Затем мы хотим, конечно, сделать общий интернетовский сайт, портал, на который можно было бы выходить, на котором можно было бы узнавать информацию о событиях, которые происходят в русскоязычной среде, да и вообще которые могли бы быть интересны русским, живущим в Америке.

И.О.: Виктория, когда вы говорите «мы», кого вы, собственно, имеете в виду?

В.Б.: Всех, кто живет в Америке и говорит по-русски.

И.О.: Так что это «мы» – очень широкое понятие?

В.Б.: Огромное. А если быть точным – почти пять миллионов.

И.О.: Ну, это действительно огромное число… А скажите, вам известно, сколько живет русскоязычных людей в Большом Вашингтоне?

В.Б.: Последняя цифра, которую я слышала, это около 400 тысяч русскоязычных. Но это включает и Балтимор.

И.О.: Но это ведь огромное количество людей! Это, наверно, уже та самая критическая масса, которая может позволить существование и русских школ, и русских клубов, и русских изданий…

В.Б.: И это уже есть! Если вспомнить, пятнадцать лет тому назад , когда я приехала в Америку, у нас не было выбора: был всего один журнал, может быть, два, одна газета и, может быть, один канал. Сегодня у нас есть выбор. Сегодня у нас есть, по-моему, чуть ли не пять журналов, у нас есть уже почти десяток газет. Вы можете у себя дома смотреть русское телевидение – пять каналов вещают на русском языке.

И это прекрасно, потому что если пятнадцать лет назад у нас не было выбора, не было конкуренции, то сейчас конкуренция есть – за зрителя, за слушателя, за читателя. И мне очень хочется надеяться, что это, в свою очередь, повысит качество, а не только количество. Мне хочется, чтобы за количеством последовало и качество, чтобы улучшилось качество телевизионных программ, и печатных изданий, и радиопрограмм.

И.О.: Вы возглавляете телевизионную программу «Русский взгляд». Расскажите, пожалуйста, как она работает, из чего составляются ваши программы, кто вас поддерживает, какая у вас аудитория.

В.Б.: Программа «Русский взгляд» существует уже восемь лет, Это получасовая информационно-развлекательная программа на русском языке. Мы вещаем на три штата – Мэриленд, Вирджинию и город Вашингтон. Насчет численности аудитории, к сожалению, ничего не могу сказать, потому что мы вещаем в сетке кабельного телевидения, а на общественные каналы не система учета аудитории не распространяется. Не знаем, но надеемся, что много. За те годы, что программа существует, она смогла доказать свою независимость, свою объективность, свою информативность и смогла завоевать своих зрителей.

И.О.: А как составляется ваша программа?

В.Б.: Программа составляется в основном из актуальных интервью, это новостные сюжеты, которые касаются жизни русскоязычной диаспоры Большого Вашингтона. Мы рассказываем о школах, о праздниках, о книжных магазинах, о международных книжных ярмарках, выставках, берем интервью у художников, писателей, практически у всех, кто живет в районе Большого Вашингтона и является представителем русскоязычной диаспоры. Как правило, это люди достойные, интересные, с которых хочется брать пример.

И.О.: Вы сказали, что вам хотелось бы, чтобы конкуренция привела к повышению качества русских школ, русских изданий, русского радио и телевидения. Но ведь, помимо энтузиазма, и таланта, и желания работать, еще нужны деньги? Есть они у вас (я имею в виду не только вашу программу)? Могут ли русскоязычные издания и школы существовать независимо и может быть, даже быть коммерчески успешными?

В.Б.: Я думаю, что да, это возможно, И, кстати, пример русской школы «Алые паруса» это доказал. Потому что вырученных денег от оплаты за обучение им хватает на то, чтобы содержать здание и платить зарплату учителям. По-моему, это прекрасный пример того, что за идеей могут стоять деньги и что идея может приносить прибыль. Конечно, от содержания частной школы богатым человеком вы не станете, но тем не менее она живет на хозрасчете и себя окупает.

В отношении моей программы: мы живем за счет спонсорских денег. Это частные спонсоры, которые спонсируют либо сюжеты, либо всю программу. Наша надежда – получить деньги в качестве грантов на разработку отдельных проектов. Над этим мы работаем. В качестве примера могу сказать, что в рамках конференции будет проходить секция, которую ведет финансовый консультант Борис Фоксман, и он конкретно будет говорить о том, как можно найти гранты. В Америке таких возможностей много – о них нужно только знать. Американское правительство поддерживает подобные инициативы и финансирует гуманитарные проекты, особенно если это связано с национальными меньшинствами. А русскоязычная диаспора – это все-таки национальное меньшинство.

Мы хотим надеяться, что когда мы объединимся в ассоциацию и будем представлять интересы не разобщенных школ, телевизионных программ, газет и журналов – это будет сила, это будет голос. И тогда, мы надеемся, это нам поможет привлечь больше финансирования.

И.О.: Спасибо.

XS
SM
MD
LG