Линки доступности

Марвин Калб: «Зеркало должно быть чистым»


Освещение прессой войны в Ираке вызывает много споров среди американских политологов, простых американцев и самих журналистов. Эта тема особенно актуальна в связи с новой политикой Пентагона. Она обсуждалась, в частности, на заседания клуба Марвина Калба – журналиста, ученого, директора Центра политики, прессы и общественных отношений имени Джоан Шоренстайн при Гарвардском университете.

Заседания клуба проходят в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне и имеют громадный успех среди общественности. Участники встреч с Марвином Калбом – влиятельные и известные люди Америки – обсуждают самые «горячие» темы, например, особенности войны с терроризмом. Выступая на эту тему, бывший государственный секретарь США Мэдлин Олбрайт, например, заявила: «Уже нет войны в классическом смысле слова, которую мы знаем. Нет армии. Нет боев. И нет того адреса, куда мы могли бы направить свой гнев».

Освещение в прессе событий 11 сентября 2001 года и войны в Ираке имеет немало особенностей как для журналистов, так и для зрителей. Во-первых, современная технология позволяет зрителям непосредственно наблюдать ход военных событий – быть как бы непосредственным их участником. С другой стороны, новая пентагоновская политика «вкрапления» журналистов в воинские подразделения дает им широчайший доступ к информации. В общей сложности в воинские подразделения внедрено 600 репортеров. Этот беспрецедентный союз военных и журналистов широко обсуждался в клубе Марвина Калба на самых разных уровнях.

«Не бывает двух похожих военных конфликтов, – говорит пресс-секретарь министерства обороны США Тори Кларк. – И в нынешней войне Пентагон решил, что нужно дать журналистам возможность максимального доступа к информации и возможность передавать эту информацию. Общество должно знать, что делают военные».

Для Марвина Калба, автора книги «Пресса и война с террором», новая политика Пентагона имеет свои преимущества. «Таких тесных отношений между масс-медиа и государством еще не было, – говорит он. – Журналист получил непосредственную возможность быть свидетелем того, как воюет солдат, и видеть это не с высоты вертолета, а на уровне земли, – как люди стреляют и даже как убивают. Это придает достоверность показу войны, и это очень важно»

Для известного журналиста телеканала Эй-би-си Теда Коппела, который не раз освещал войны, было очень непривычно, что его допустили на совещания командного состава: «Меня удивил тот тотальный доступ к информации, который я получил, – говорит он. – Военные рассказывали мне всё, только предупреждали, какую часть информации я не должен раскрывать в своем материале. Например, нельзя демонстрировать в эфире карты».

Однако постоянно находиться внутри американских войск – значит передавать те факты, которые хотел бы видеть Пентагон, считают многие журналисты. Такой подход их не устраивает. «Многим не нравится, что на телевидение попадает только версия войны Пентагона. Это вызывает большие дискуссии в Америке, – говорит Марвин Калб. – Но в то же время есть много журналистов, которые не внедрены в подразделения и которые передают другую версию войны. Важно только, чтобы этот баланс сохранился».

Зеркало должно быть чистым, а пресса – честной и беспристрастной, считает Марвин Калб. Тогда общество увидит себя в истинном свете и быстрее найдет разрешение своих наболевших проблем.

XS
SM
MD
LG