Линки доступности

Золотой век для врачей-онкологов?


Некоторые врачи, которые лечат больных раком, считают, что для онкологических исследований сейчас наступил «золотой век». Они с большим оптимизмом воспринимают новые направления исследований и новые возможности лечения, благодаря которым удается спасать пациентов.

Раньше считалось, что рак мало отличается от многих других болезней, которые можно лечить и вылечивать. Однако теперь врачи стали лучше понимать более сложную природу этого заболевания, которое характеризуется бесконтрольным ростом клеток. Мало кто ожидает, что рак удастся излечить в ближайшие десять лет, и тем не менее, по мнению многих, шансы на успех чрезвычайно возросли. «Наступили волнующие времена успехов в области лечения и научных достижений», – говорит доктор Карен Антман, руководитель исследований по раковым заболеваниям в Национальных институтах здоровья под Вашингтоном.

Д-р Антман относит себя к лагерю оптимистов. Она указывает на три важнейших достижения в онкологии: создание лекарств, разработку вакцин и усовершенствование технологий сканирования. «Двадцать пять лет назад, когда я училась в медицинском институте, – вспоминает она, – для определения стадии рака делали операции. Потом появилась компьютерная томография, позволяющая получать довольно четкие изображения опухоли, а использование ядерно-магнитного резонанса (ЯМР) еще более улучшило изображение мягких тканей. Теперь можно получать так называемые функциональные изображения, позволяющие непосредственно наблюдать за процессами, происходящими в опухоли, в том числе видеть, как ее клетки утилизирует кислород. Вместо того, чтобы видеть на рентгене тень, теперь можно непосредственно наблюдать за опухолевым метаболизмом – и, следовательно, сразу же установить, злокачественная или доброкачественная эта опухоль. Раньше мы не могли этого делать».

«Функциональное изображение на молекулярном уровне, позволяющее с большей точностью наблюдать, как ткани утилизируют энергию и какие гены включены, а какие выключены, – это будет следующим шагом после получения оптического изображения, которое будет возможно видеть невооруженным глазом. Этот день не за горами, – считает д-р Антман, – и когда изображение даст полное представление об опухоли, тогда больше не надо будет проводить операции, а можно будет просто сделать снимок».

Но если этот день не за горами, то почему же во всем мире растет заболеваемость раком? «Да, на самом деле необходимо следить за смертностью от рака, так как это дает более ясное представление о ситуации. Я считаю, – говорит Карен Антман, – что рост случаев выявления заболеваемости раком объясняется расширением масштабов диагностических обследований. В частности, улучшилась диагностика рака молочной железы, толстого кишечника, расширились анализы на выявление рака простаты. Методы терапии улучшаются, так что на самом деле смертность от рака в США сокращается».

В других регионах, правда, смертность от рака растет. Вот как д-р Антман объясняет это: «Возможно, главная причина состоит в том, что в развивающихся странах растет потребление табака, поэтому существенно возрастает риск смерти от рака легких, как это было у нас несколько десятков лет назад».

К тому же в бедных странах гораздо реже проводятся обследования на рак, да и возможностей терапии там меньше, чем на Западе.

«За последние два десятилетия ученые предоставили нам много новой информации для эффективного достижения желаемого результата, и теперь у нас есть различные методы, которые имеют целевую направленность, в результате чего, например, лекарства стали более эффективны и вызывают меньше побочных эффектов», – говорит д-р Антман.

По статистике у 40% жителей США будет диагностирована та или иная форма рака, а к 2010 их число возрастет до 60%. Среди диагностированных американцев 64% выживают, но их было бы гораздо больше, если бы люди начинали делать диагностические обследования и лечение раньше. Тысячи людей, страдающих раком, могли бы выжить, однако от 30 до 50% пациентов, которым поставлен диагноз «рак», вообще не получают лечения.

Проверки на рак означают выявление болезни на более ранней стадии болезни, что открывает больше возможностей для терапии. Все более эффективными становятся вакцины от некоторых видов рака, и Запад получает выгоду от создания все более совершенных препаратов, почти не имеющих побочных эффектов.

Отличные перспективы открывает также новая методика диагностирования – так называемая технология генных чипов. «На крохотный участок предметного стекла помещают чип, содержащий несколько тысяч генов, – рассказывает д-р Антман. – К нему добавляют биологически активное вещество или кусочек опухолевой ткани, в результате чего активность одних генов возрастет, а других снижается. Если сравнить раковые и здоровые ткани, расположенные рядом, можно установить, что для некоторых болезней, таких, например, как рак груди, что лечатся при помощи гормонов, и лимфомы, то, наблюдая, какие именно гены активизировались, а какие, наоборот, снизили свою активность, мы делаем вывод: этот пациент находится в зоне низкого уровня риска, и его можно уберечь от побочных эффектов, связанных с агрессивным лечением, а этот, наоборот, находится в зоне повышенного риска, и ему необходимо назначить агрессивное лечение».

Благодаря усовершенствованию методов диагностики и лечении, ученые на нынешнем этапе достигли небывалого прогресса в борьбе против рака.

XS
SM
MD
LG