Линки доступности

Трагедия репатриации: предательство в Лиенце


1 июня в маленьком южном австрийском городке Лиенце вот уже 60 лет собираются казаки со всего мира. Собираются, чтобы помянуть всех тех репатриантов, кто был выдан советской стороне после Второй мировой войны и сгинул в сталинских лагерях. По сути, именно здесь, в Лиенце, было положено начало массовой насильственной репатриации, которая продолжалась до конца 40- годов.

В мае 1945 года в Австрии сдался английским войскам русский казачий корпус, воевавший в Италии на стороне Германии. Фактически, на положении военнопленных оказались не только казаки, но и тысячи их семей, а также семей старых русских эмигрантов – граждан Югославии, Чехословакии, других европейских государств.

Британское оккупационное командование сначала отнеслось к казакам достаточно лояльно. Офицерам даже было оставлено личное оружие, семьям были даны обещания безопасности. Но все это было только прелюдией большого обмана.

31 мая все казачьи офицеры бил приглашены британским командованием в соседний городок якобы для участия в совместной конференции, но там неожиданно были переданы советской стороне. Настоящая трагедия разыгралась в самом Лиенце на следующий день. Казачий лагерь был окружен шотландскими стрелками и бронетехникой. Людей как скот дубинками и прикладами загоняли в грузовики, а тех, кто пытался сопротивляться, уничтожали.

Марии Сухенко, ныне живущей в штате Нью-Джерси, было тогда 10 лет. Ей и ее матери удалось укрыться у австрийских крестьян и спастись. Но до сих пор Мария не может забыть жуткие сцены, когда женщины-казачки, прижимая к груди малолетних детей, бросались с моста в бурную горную реку Драва. Тогда эта река была красной от крови…

«Лучше смерь здесь, чем возвращение в СССР» – такие слова были написаны на плакате, который остался в уничтоженном казачьем лагере.

И такое отчаяние людей можно было понять. По данным журнала «Казачий архив», из 5 миллионов репатриированных западными союзниками в СССР граждан, 20 процентов были расстреляны или получили «на полную катушку» – 25 лет заключения. Примерно столько же человек приговорили к срокам до 10 лет. Многих сослали, а тех, кому сперва разрешили вернуться домой, потом арестовывали и снова сажали. И только в середине 50 годов выживших отпустили на свободу.

Почему же такая трагедия стала возможной? Уже в 70 годах историк, атаман Кубанского казачьего войска за рубежом Вячеслав Науменко назвал поведение стран Запада по отношению ко многим советских репатриантам и эмигрантам «великим предательством». Кстати, также называлась и изданная им документальная книга. В свою очередь, официальная историческая наука ссылается на ялтинские договоренности февраля 1945 года, по которым все советские, американские, британские граждане, освобожденные союзными армиями, должны были быть незамедлительно возвращены к себе на родину. Однако это соглашение предусматривало добровольный принцип репатриации.

Вместе с тем, согласно исследованиям, проведенным научным сотрудником Гуверовского института при Станфордском университете в Калифорнии Джулиусом Эпстином, репатриация союзниками советских военнопленных и рабочих очень часто носила насильственный характер. Целью оккупационных властей в Германии было как можно быстрее избавиться от свалившегося на них «людского балласта». Эпстин утверждает, что только американскими военными было выдано советской стороне порядка двух миллионов «Ди Пи» – так называемых «перемещенных лиц». Дальнейшая судьба многих этих людей сложилась трагично.

Для большинства живущих сегодня все эти события уже история. Но в скорбный памятный день 1 июня на православном казачьем кладбище в Лиенце и спустя 60 лет снова горят поминальные свечи. Они – в память о тех, кто уже увидел свет надежды на свободу, но так и не обрел ее.

XS
SM
MD
LG