Линки доступности

Торговля детьми


Во всем мире торговля детьми расценивается как преступление. Гнусной и отвратительной называют эту преступную деятельность политические лидеры и правозащитники во всем мире. И, тем не менее, этот преступный бизнес процветает и распространяется по всему миру, принося контрабандистам ежегодные доходы в десятки миллиардов долларов. Сегодня речь пойдет о компании по борьбе с этим социальным злом и о тех обстоятельствах, благодаря которым оно выживает.

Эта история начинается на западе Африки, в Сиерра Леоне, хотя она могла бы случиться в десятках других стран, раздираемых гражданскими войнами и междоусобицами.

В интервью известному продюсеру-документалисту Сориусу Самуре девушка по имени Мариама рассказывает о том, как она была похищена из школы повстанческой группировкой, известной своей жестокостью. На протяжении целого ряда лет ее использовали как секс-рабыню. Вожак группы, назвав ее своей «приемной сестрой», не чинил при этом никаких препятствий своим молодчикам, насиловавшим ее.

«Парень, с которым я была, не причинял мне зла, - продолжает Мариама. – Но, когда его не было рядом, остальные вынуждали выполнять их желания, угрожая тем, что, если я откажусь, они меня убьют. Как правило, они меня насиловали, и мне приходилось это выносить, чтобы остаться в живых, в надежде, что наступит день, когда я смогу выбраться оттуда».

Рассказ Мариамы необычен тем, что ужасы, которые приходится переживать детям в зонах военных действий, редко становятся известны внешнему миру из уст тех, кто пережил их сам. К несчастью, подобные истории случаются повсеместно.

По данным ЮНИСЕФа, ежегодно покупаются, похищаются и продаются в рабство миллионы детей. А по данным другой международной организации – «Спасите детей», более ста двадцати тысяч малолетних девочек, порой восьмилетнего возраста, многие из них из Африки, принуждают активно участвовать в вооруженных конфликтах.

По словам Памелы Шифман, консультантки ЮНИСЕФа по вопросам жестокого обращения с детьми и сексуальной эксплуатации, особенно уязвимы в зонах военных действий девочки: «Мы видим, что контрабанда живым товаром расцветает в периоды военных конфликтов: распад системы правопорядка, неохраняемые границы дают возможность без особого труда переправлять детей из одной страны в другую. Дети, особенно девочки, становятся объектом насилия и сексуальной эксплуатации. Изнасилование превращается в одно из средств ведения войны. Повсюду, во всем мире, в периоды вооруженных конфликтов мы наблюдаем огромный рост проституции, и жертвами ее становятся дети и, особенно – девочки».

Хотя, по большей части, контрабанда детьми ведется в Африке, правозащитники утверждают, что детьми торгуют почти во всех уголках земного шара.

Намик Шехай, возглавляющий спонсируемую ЮНИСЕФом группу по защите детей в Албании, отмечает, что иногда детей продают отчаявшиеся, доведенные до нищеты родители: «Обычно родители отправляют своих детей в Грецию в надежде, что там они сумеют что-то заработать. И это – как заразная болезнь: кто-то видит, как его сосед отправляет своего ребенка в Грецию, а порой едет туда и сам, и задается вопросом: «А почему бы и мне не отправить туда своего?». Единственная причина, по которой эти дети становятся контрабандным товаром – это тяжелое материальное положение семьи».

Детские правозащитники говорят, что хорошо организованные преступные банды извлекают пользу из бедственного положения семей, предлагая им порой за детей ничтожно малую денежную компенсацию. Во многих, если не во всех случаях, девочки становятся объектом секс-торговли.

Пятнадцатилетняя Ясмина, спасенная организацией Шехая, сначала была продана для работы уличной попрошайкой, а потом ее вынудили заниматься проституцией.

«Я была совсем маленькой – мне было четыре года, - рассказывает Ясмина. - Сосед дал моему отцу деньги и взял меня с собой в Грецию. Отец сказал ему: возьми ее с собой и пусть она там и останется. Сосед – его звали Тоди – заплатил ему 25 тысяч лек, так что мой отец как бы продал меня».

По мнению Кэрол Беллами, исполнительного директора ЮНИСЕФА на протяжении последних десяти лет, никакого чудодейственного средства, чтобы покончить с детской контрабандой, нет. Проблема в том, что торговля детьми, особенно девочками, приносит огромные прибыли: «Чаще всего это доходный бизнес, поддерживаемый организованной преступностью. Если есть возможность выкачать откуда-то деньги, значит, найдутся и люди, которые знают, как сделать это в обход закона, как уйти от преследования. Нужны более крутые меры и суровые законы, нужно уделять больше внимания контрабанде людьми. И следует понять, что мы имеем дело с жестокими и могущественными врагами».

Беллами отмечает, что, в силу огромных прибылей от контрабанды детьми, прогресс в борьбе с ней за десять лет ее работы в ЮНИСЕФе значительно замедлился. Торговля детьми начинает конкурировать в смысле доходности с контрабандой наркотиками и оружием.

Беллами признает, что и малоутешительная статистика, и ужасающие истории, которые приходится слышать – все это не внушает оптимизма. Однако, выступая на пресс-конференции в последний день своего пребывания на посту директора ЮНИСЕФА, она заявила, что особую гордость вызывает у нее тот факт, что ЮНИСЕФ сыграл решающую роль в привлечении внимания международной общественности к проблемам эксплуатации детей.

«Я могу быть уверенной в том, что теперь правительства не могут пренебрегать фактами насилия, как они это делали всего лишь десять лет назад», - сказала Кэрол Беллами.

XS
SM
MD
LG