«Украденная жизнь» – так называется китайский фильм, удостоенный в этом году главной премии Четвертого Трайбекского международного фестиваля, носящего имя исторического района Нью-Йорка в нижней части Манхэттена – Трайбеки.
Это аббревиатура названия района Triangle Below Canal, точно соответствующая его реальной конфигурации и географическому положению – к югу от улицы Канал. Впрочем, точнее было бы сказать, что фестиваль носит имя расположенного здесь киноцентра «Трайбека», основанного в 89 году ветераном американского кинематографа, актером с мировым именем Робертом Де Ниро и его верной соратницей, продюсером 17 его фильмов Джейн Розенталь (именно ей принадлежит идея расширения актерского диапазона Де Ниро, успешно теперь снимающегося в комедийных ролях). Они – Де Ниро и Розенталь – были и инициаторами основания, и организаторами фестиваля, идея создания которого родилась почти сразу же после трагических событий 11 сентября.
«Мы – не просто ньюйоркцы, - говорит Розенталь. - Де Ниро живет в Даунтауне, в Трайбеке, уже двадцать лет, я – четырнадцать. Боб и я были непосредственными свидетелями этой страшной катастрофы. В фестивале мы увидели возможность помочь возрождению района, находящегося в непосредственной близости к Трайбеке».
Но почему фестиваль, почему не благотворительный вечер, к примеру?
«Кинематограф – наша жизнь и наша дело, наша профессия, - отвечает Розенталь. - Пожарники знают, как справляться с пожаром. Мы знаем, как делать кино, и были убеждены, что фестиваль может стать тем делом, которое объединит всех, кому дорога судьба этого района, и кто может внести лепту в его организацию».
На подготовку первого фестиваля ушло четыре месяца – неправдоподобно короткий срок, если учесть, в каких условиях пришлось работать. «Это было время, которое иначе как апокалипсическим не назовешь, - вспоминает Розенталь. - Эти пожары, этот запах, от которого не было спасения, эти звуки. Работать приходилось по много часов, и нашим неофициальным девизом стала фраза “Look left”: «Посмотри налево». А налево от Трайбеки, на том месте, где стояли башни-близнецы, теперь была развороченная взрывами земля, гигантский дымящийся котлован, для стольких ставший братской могилой. Окна кабинета Де Ниро выходят непосредственно на «граунд-зиро», и смотреть в ту сторону я даже сейчас я не могу без слез…».
«Герои». Это слово теперь так затаскано и так часто употребляется не по делу, - говорит Карл Уайброд, член Общественного совета Даунтауна. - Но в данном случае я говорю вам со всей ответственностью: Джейн и Боб – герои Даунтауна. Их самоотверженность и бескорыстие вызывают уважение и восхищение».
Назову несколько цифр, чтобы дать представление о масштабе Четвертого Трайбекского фестиваля, завершившегося первого мая. За две недели было показано 158 полнометражных художественных фильмов, состоялось пятьдесят девять мировых премьер, и, в общей сложности, было показано 250 фильмов из 45 стран.
За четыре года за Трайбекским фестивалем упрочилась репутация форума, на котором можно увидеть ленты с «передового края» кинематографа.
«Фестиваль дает возможность выхода к зрителю, который любит кино, разбирается в кино, открыт для работ рискованных и экспериментальных. Вот почему я и решил привезти сюда свой фильм «Блуждающая тень», - говорит колумбийский режиссер Чиро Гуэрра.
Для китайской кинематографистки Ли Шао Хун победа на фестивале имела особый смысл: не только потому, что приз был вручен ей самим Де Ниро, основателем фестиваля и легендарным актером, но и потому, что на родине у нее фильм до сих пор запрещен. (В скобках замечу, что так называлась и американская лента 1946 года с Бетти Дэвис в главной роли). -
«Я надеюсь, что эта награда поможет фильму преодолеть «цензурные барьеры», и его увидят и китайские зрители, - сказала Ли Хао Шун на церемонии вручения наград.
Главный приз среди документальных лент был присужден фильму “El Perro Negro” – «Эпизоды испанской Гражданской войны» – совместного венгеро-нидерландского производства, в котором были использованы домашние любительские фильмы, сделанные в 20 годах семьей каталонского промышленника.
В этом году кассовые сборы Трайбекского фестиваля составили внушительную сумму: 125 миллионов долларов. Критики утверждают, что фестиваль становится серьезным конкурентом крупнейших международных форумов – фестивалей Каннского, Торонтского и Сандэнс. Его спонсорами стали «Америкэн экспресс», знаменитый дизайнерский дом «Прада», «Дженерал моторс» и «Эпплкомьютерс», и это – довольно красноречивое свидетельство того, что фестиваль этот не однодневка.
Джейн Розенталь говорит, что лучшим фильмам фестиваля обеспечен прокат в других странах: «Мы становимся культурными послами кинематографа», - говорит она с гордостью.
А что же Де Ниро? Что думает и говорит по этому поводу ее партнер и основатель “Tribeca Film Festival” или TFF?
Известный своей немногословностью и категорической непреклонностью, когда речь заходит об интервью, которых он просто не дает, Де Ниро и на сей раз, отвечая на пресс-конференции по случаю окончания фестиваля, ограничился лапидарной фразой: «Я надеюсь, что фестиваль будет существовать много, много лет».
Впрочем, присутствовавших на конференции, да и самого молчальника Де Ниро ожидал сюрприз. К нему обратился, извиняясь за несовершенство своего английского, испанский журналист с просьбой произнести всего лишь одно слово “abogado” (по-испански это значит «адвокат»). «Дело в том, - объяснил он, - что его босс буквально боготворит актера, и совсем недавно в испанском прокате появился фильм «Мыс Страха», в котором Де Ниро играет вышедшего из тюрьмы преступника, который начинает преследовать своего бывшего адвоката. Это чрезвычайно важно для меня, - с мольбою объяснял Де Ниро журналист. - Я летел сюда восемь часов, совсем не спал в самолете. Мне нужно это слово. Прошу вас…».
«Что я должен сделать?», - не слишком охотно приближаясь к микрофону, спросил Де Ниро.
«Скажите «абодаго».
«Абодаго», - покорно повторил актер к вящему удовольствию и журналистов, и зала, который взорвался дружным хохотом, перешедшим в бурную, продолжительную овацию.