Линки доступности

Обзор печати от 22 мая 2005 г.


Наибольшее внимание американской прессы на минувшей неделе привлекли две российские темы: судейский марафон на процессе по делу основателя крупнейшей в России частной нефтяной компании «Юкос» и кровавые события в Узбекистане.

Скроено по сталинской мерке. Автор статьи в журнале «Нью рипаблик» российская журналистка Маша Гессен высказывает мнение, что суд над Ходорковским и Лебедевым скроен по образцу пресловутых показательных процессов над «врагами народа» в тридцатые годы.

«До ареста Ходорковский был не только самым богатым человеком в России, но и наиболее известным филантропом и спонсором оппозиционных партий, - напоминает журналистка. - Суд над ним есть не что иное, как показательный процесс. Он должен продемонстрировать, что государство может использовать это орудие не только против нефтяного магната или сверхбогатого человека, но и против кого угодно. Приговор Ходорковскому должен стать предостережением любому россиянину, слишком свободно распоряжающемуся своими деньгами. Техника подобных показательных процессов была отработана Сталиным в тридцатые годы. После длительных и широко разрекламированных судебных заседаний следовал жестокий приговор. Цель заключалась не в том, чтобы наказать конкретного обвиняемого, а в запугивании любого, кто осмелится бросить вызов государству. «Дело» «Юкоса» полностью укладывается в ту же схему. «Процесс над Ходорковским был организован как показательный в назидание другим», - признал Кремль устами одного из ближайших сотрудников Путина – Игоря Шувалова».

Закон, неподвластный Путину. Редакционную статью посвятила делу «Юкоса» и его негативным политическим последствиям для президента Путина «Уолл-стрит джорнал». По мнению газеты, в ретроспективе арест Ходорковского в новосибирском аэропорту в октябре 2003 года стал одной из главных вех новейшей истории России и путинского президентства.

«В более широком плане этот суд свидетельствует, что начатая в девяностые годы демократизация не привилась в традиционно авторитарной стране, - говорится в комментарии. - России придется заплатить высокую экономическую цену за уничтожение первоклассной компании и заключение в тюрьму крупнейшего российского бизнесмена… Более трудному подсчету поддается цена упущенного исторического шанса. Путин мог бы стать первым российским лидером, закрепившим право собственности. Вместо этого Кремль продемонстрировал в деле «Юкоса» откровенно воровские приемы, не оставив обворованным возможности апелляции».

«Удовлетворенное самолюбие – единственное, чем Путин может похвастаться в этом «деле». Возможно, российский президент не вполне отдает себе отчет в парадоксальности ситуации: пытаясь укрепить свою власть, он в итоге ослабил ее… История России после ареста Ходорковского наглядно иллюстрирует закон непредвиденных последствий. Этот закон Путин не в состоянии обратить себе на пользу», - констатирует в заключение редакционной статьи «Уолл-стрит джорнал».

Другая «горячая тема» недели – события в Узбекистане.

Каримов загнал себя в угол. «Бойня в Андижане проиллюстрировала одну из трудностей, стоящих перед президентом Бушем при осуществлении программы глобального распространения демократии, - отмечает «Вашингтон таймс» в редакционной статье. - Проблема заключается в том, как совместить с доктриной Буша авторитаризм Ислама Каримова. Государственный секретарь Кондолиза Райс призвала узбекское руководство «открыть клапаны» и создать открытую политическую систему. Администрации Буша следует приоткрывать эти клапаны с большой осторожностью, чтобы демократизация не превратила Узбекистан во второй Афганистан».

По мнению известного американского политолога Фионы Хилл, расстрел мирной демонстрации в Андижане должен послужить отрезвляющим уроком для авторитарных правителей в Центральной Азии и других регионах мира.

«В век свободного распространения информации правительства, не проявляющие заботы об общественном благосостоянии, не могут рассчитывать на бесконечное пребывание у власти. Массовые аресты и насилие могут сработать на короткий срок, но они умаляют легитимность правителей и чреваты массовым гражданским неповиновением», - отмечает политолог в статье в «Уолл-стрит джорнал».

«События в Андижане спровоцированы арестом двадцати трех бизнесменов по обвинению в принадлежности к экстремистской исламской организации. В Андижане эти обвинения считают ложными. Как ситуация будет развиваться дальше, неясно, - говорится в статье. - Однако андижанские события нельзя сравнивать с недавними демократическими революциями в Грузии, Украине и Киргизии. В Андижане родственники арестованных бизнесменов, очевидно, решили своими силами вызволить их из тюрьмы. Речь идет о классическом народном восстании. Правительство Ислама Каримова предпочло не замечать признаки народного брожения. Оно заставило замолчать даже умеренных оппозиционных лидеров и оппозиционные партии и выслало из страны представительства многих международных организаций. Каримов сам загнал себя в угол. Не исключено, что теперь его ожидают протесты со многих сторон. Подобно многим другим авторитарным правителям он не сумел понять, что политические проблемы невозможно решить с помощью репрессий».

Избавиться от деспота. Порвать связи с узбекским авторитарием призывает Белый дом «Нью-Йорк таймс».

«Во время недавней поездки по бывшему Советскому Союзу президент Буш расхваливал демократические перемены в Балтии и Грузии, - говорится в редакционной статье газеты. - Однако он был на удивление сдержан, когда в другой бывшей советской республике, Узбекистане, солдаты расстреляли более ста демонстрантов. Узбекский лидер Ислам Каримов снискал репутацию наиболее репрессивного и деспотического правителя в Центральной Азии. На первых порах Белый дом и Государственный департамент порекомендовали участникам протестов высказывать свои претензии с помощью мирных средств. Правда, Вашингтон не разъяснил, какие именно мирные средства могут воздействовать на режим, который, по сведениям самой администрации президента Буша, практикует пытки диссидентов».

«Демонстранты в Андижане не восставали против правящего режима, как это произошло в Грузии, Украине и соседней Киргизии. Но протесты могут перерасти в более грозное восстание и перекинуться в Киргизию, которая пытается укрепить демократию после мирного смещения президента Аскара Акаева. Администрации президента Буша уже приходится считаться с падением престижа в мусульманском мире, - замечает «Нью-Йорк таймс» в заключение. - Теперь она заговорила о «большом числе людей, погибших в Андижане в результате несоразмерного применения силы». Белому Дому следует начинать думать, как немедленно отделаться от Ислама Каримова».

Обзор подготовил Лио Стерн

XS
SM
MD
LG