Линки доступности

«Изоляция Каримова никому не пойдет на пользу»


Глен Ховард – президент Джонстаунского фонда. Он также исполнительный директор неправительственной американской организации «За мир в Чечне». Его научные интересы концентрируются на изучении России и стран бывшего СССР, в особенности мусульманских. В настоящее время он с особенным вниманием отслеживает положение в Узбекистане. Русская служба «Голоса Америки» попросила г-на Ховарда прокомментировать последние события в Узбекистане.


Семен Резник: Власти Узбекистана утверждают, что акты насилия в Андижане были организованы экстремистской группировкой «Хизб ут-тахрир». Скажите, г-н Ховард, согласны ли вы с этим утверждением?

Глен Ховард: Мой ответ на этот вопрос – и да, и нет. Я не верю, что беспорядки были организованы группой «Хизб ут-тахрир», но я полагаю, что какая-то организационная связь с этой группой имела место. На мой взгляд, правительство Каримова прибегло к чрезмерной силе для подавления беспорядков.

Однако на сегодняшний день не имеется достаточной информацию, чтобы определить, что именно произошло и кто в какой мере виновен. Мы знаем, что президент Каримов прилетал в Андижан перед тем, как произошли беспорядки, или сразу после их начала. Он пытался встретиться с демонстрантами. Затем он покинул регион, после чего в Андижан прибыли специальные войска МВД. Это установленный факт. И также установлено то, что они открыли огонь по демонстрантам.

Чего мы не знаем – это насколько толпа была вооружена. По некоторым сообщениям, она ворвалась в оружейный склад и захватила много оружия. Они также ворвались в тюрьму, освободили заключенных (некоторые из этих бывших заключенных были на площади), и они были вооружены. Так что мы не знаем подробностей.

Проблема в том, что правительство Каримова не сообщает всей информации, которой оно располагает, оно ставит препятствия нашим усилиям провести расследование, и это не улучшит ситуацию, а только ухудшит международный престиж правительства Каримова, который и так очень низок. Для правительства Каримова необходимо сотрудничать с Западом, они должны помочь нам понять, что там произошло. Имеются данные о действиях исламских боевиков в Узбекистане, но также известно, что правительство применяло репрессии против гражданских лиц.

Важно не забывать, что Каримов склонен к сотрудничеству с Западом. Каримов – не Ниязов, который полностью изолировал Туркменистан от внешнего мира. Есть свидетельства в пользу того, что Узбекистан прислушивается к Западу, когда речь идет о правах человека. Картина не такая, какую мы бы хотели видеть, они сотрудничают не во всем и не всегда, но определенный уровень сотрудничества поддерживается, и мы должны это поощрять.

С.Р.: Но ведь такие события, как в Андижане, не способствуют сотрудничеству? Если власти виновны в убийстве невинных людей, то они будут это скрывать…

Г.Х.: Но мы не знаем с точностью, не лежит ли часть вины на демонстрантах. Люди были вооружены. Три сотни стволов были похищены со склада, большое число патронов. Мы не знаем всех подробностей. Вчера один очень надежный веб-сайт, располагающий внутренней информацией об Узбекистане, сообщил, что только 80 человек было убито. Это резкий контраст с сообщениями о тысячах убитых. Так что мы просто многого не знаем. Мы действительно должны получить полную информацию, а до тех пор не спешить делать выводы. Но правительство Каримова не способствует этому – вот что я хочу подчеркнуть.

С.Р.: Но если они не хотят обеспечить доступ к этой информации, если они заинтересованы ее прятать, то какая у нас возможность убедить или заставить их? Что мы можем сделать?

Г.Х.: Все-таки они организовали поездку в Андижан для западных журналистов!

С.Р.: Но им ничего не показали!

Г.Х.: Это верно. Я согласен с вами – они не сотрудничали полностью. Проблема в том, что на местном уровне власти не хотят сотрудничать, как надо бы. И это не помогает нам на Западе понять Каримова. Никому не пойдет на пользу, если Каримов отрежет себя от остального мира и прекратит все отношения с Западом. От этого не выиграют ни США, ни Россия, ни сам Каримов. Мы должны поощрять его к сотрудничеству, ООН – к проведению полного расследования, мы должны получить как можно больше фактической информации. Мы знаем, что там действуют силы, которые стремятся к созданию исламского государства, но мы не знаем, насколько эта угроза серьезна. Мы также знаем о бедственной экономическом положении в Ферганской долине и в Узбекистане в целом. Оно должно быть улучшено, в противном случае можно ждать новых вспышек беспорядков, таких, как в Андижане.

С.Р.: Спасибо, г-н Ховард.

XS
SM
MD
LG