Как сообщает информационный сайт некоммерческой организации «Интерньюс-Россия», в прокуратуру Республики Алтай еще месяц назад были направлены материалы для возбуждения уголовного дела по части 1 статьи 144 УК РФ – «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Причиной послужило обращение редакторов двух ведущих республиканских государственных газет Сергея Денчика и Татьяны Туденевой. Они просили главу республики Михаила Лапшина и спикера Госсобрания Игоря Яимова пресечь попытки председателя комитета по информационной политике республиканского правительства Алтая Кубашева ввести цензуру, а именно – запретить публиковать материалы о деятельности оппозиционных депутатов и критические материалы о главе нынешней исполнительной власти.
Может ли этот случай стать своего рода прецедентом для современной российской прессы, и каковы реальные перспективы введения цензуры в СМИ?
Прежде всего нынешний случай и банален, и уникален одновременно. Банальность его в том, что сегодня трудно найти российский регион, где бы власть не оказывала жесткого давления на прессу, начиная от опосредованного экономического влияния и заканчивая самой откровенной советской цензурой, когда местные чиновники дают добро на публикацию или выход в телеэфир собственно журналистских материалов только после их вычитки (!) в пресс-службе. Не случайно мэтр российской прессы Никита Вайнонен один из своих комментариев на эту тему в журнале «Журналист» так и назвал: «Пейзаж с губернатором на фоне СМИ».
Такая порочная практика выворачивания рук журналистам выглядит тем лицемернее и нелепее, что Конституция России гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. В свою очередь Уголовный кодекс Российской Федерации за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации предусматривает наказание в виде штрафов либо в виде обязательных или исправительных работ. А то же деяние, как трактует вторая часть статьи 144-й УК РФ, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, может предусматривать даже лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет…
В общем, сколько российских чиновников могли бы, как минимум, лишиться своих кресел, действуй закон на практике! Увы, пока на практике выходит совсем наоборот.
В последнем майском докладе международного «Комитета по защите журналистов» заявлено, что Россия занимает 5-е место в мире (после Филиппин, Ирака, Колумбии и Бангладеш) в списке самых опасных для журналистов стран. По данным комитета, семь российских журналистов были убиты по заказу. Продолжается расследование возможности заказа еще в четырех совершенных убийствах.
Депутат Госдумы Владимир Рыжков, в свою очередь, заявляет, что сегодня давление на прессу становится все более изощренным. Если в России ельцинской, по данным Союза журналистов, за десять лет было всего 9 фактов юридического преследования журналистов, то в последние годы в стране ежегодно преследуются 30-50 работников СМИ.
Увы, пожалуй, главная беда российских СМИ сейчас в том, что зачастую журналистам приходится бороться за свободу прессы практически в одиночку. Не только политики, судьи, правоохранительные органы, но и даже общественное мнение, как это ни печально, не на их стороне. Так, накануне Дня Российской печати компанией «Romir Monitoring» был проведен социологический опрос, результаты которого можно назвать очередным российским парадоксом. Семьдесят шесть процентов россиян высказались за введение цензуры в средствах массовой информации. Правда, замечу, что это данные прошлого года. Но, согласитесь, если за это время что и изменилось в российской прессе, то, видимо, только в худшую сторону…
…Совсем недавно я связался по телефону с коллегами-журналистами из Горного Алтая. Как выяснилось, уголовное дело за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов пока не возбуждалось. Да и, видимо, не будет возбуждено. Но прокурорская проверка проводилась. Редакторы двух республиканских газет давали пояснения в прокуратуре. А кроме того, по старой традиции, тут же были организованы проверки хозяйственной деятельности в обеих редакциях…
Впрочем, не все так плохо. Двух своих коллег – главных редакторов поддержали правление республиканского отделения Союза журналистов, часть депутатов местного парламента и даже… некоторые чиновники республиканской администрации. Похоже, что и Сергей Денчик, и Татьяна Туденева смогут продолжить свою работу в редакциях. Радует хотя бы это. И все же вопрос установления цензуры в российской прессе сегодня, спустя 20 лет после начала горбачевской перестройки, как видим, пока остается открытым.