Линки доступности

Обзор печати от 14 мая 2005 г.


Каримов применил силу. Все ведущие американские издания поместили в субботу подробную информацию о кровавых событиях в Андижане. «Президент Ислам Каримов, правящий Узбекистаном железной рукой, не колеблясь решил применить силу», – отмечает «Нью-Йорк таймс». «Вашингтон пост» считает, что за все пятнадцать лет каримовского правления массовые выступления в Андижане – это «самый серьезный вызов его режиму». Корреспондент газеты Питер Бейкер сообщает из Москвы о реакции российских властей: министр иностранных дел Сергей Лавров заявил вечером в пятницу, что события в Андижане – «внутреннее дело Узбекистана». «Вашингтон таймс» подчеркивает, что «Каримов снискал репутацию одного из наиболее авторитарных правителей в бывших советских республиках. Он определенно постарался как можно быстрее ликвидировать любую угрозу своему режиму».

Обвинения Патрушева «смехотворны». Газета «Нью-Йорк таймс» информирует об официальной реакции Вашингтона на обвинения шефа российской службы безопасности Николая Патрушева. Как уже сообщалось, Патрушев обвинил несколько американских и британских неправительственных и благотворительных организаций в шпионаже и подстрекательстве к революциям на постсоветском пространстве. «Мы услышали много обвинений, – заявил в пятницу пресс-секретарь Белого Дома Ричард Баучер. – Могу сказать, что они являются ложными с начала до конца. Большинство этих обвинений просто смехотворны».

Опять «взгляд в душу». В статьях и комментариях многих американских газет продолжают звучать отголоски празднования дня Победы и визита президента Буша в Москву, Ригу и Тбилиси. Накануне парада на Красной площади 9 мая телеканал Си-би-эс показал в программе «60 минут» интервью Майка Уоллеса с российским президентом Владимиром Путиным. Оно дало повод обозревателю газеты «Ю-эс-эй тудэй» Элу Нойрату еще раз поднять сакраментальный вопрос, насколько загадочной фигурой является российский президент.

«Следует ли американцам доверять ему, бояться его, воспринимать всерьез или шутить вместе с ним? – спрашивает автор. – Скорее всего и то, и другое, и третье, и четвертое. Тем не менее президенту Бушу следовало бы серьезно пересмотреть свое мнение о Путине, высказанное после первой встречи четыре года назад, когда он заявил: «Я заглянул ему в глаза и понял его душу». В свое время после встречи с Михаилом Горбачевым президент Рейган произнес свою знаменитую фразу «Доверяй, но проверяй». Джордж Буш должен последовать этому совету», – пишет обозреватель «Ю-эс-эй тудэй».

Голлист Путин. Известный американский журналист и политический комментатор Арно де Борграв полемизирует на страницах «Вашингтон таймс» с мнениями значительной части политического истэблишмента и большинством своих коллег относительно ситуации в России. «Заявление российского президента Владимира Путина о том, что распад Советского Союза был величайшей геополитической катастрофой XX века, вызвало всеобщий шок, – пишет он. – О своем потрясении говорили все подряд – от сердобольных либералов до холодных реалистов-консерваторов. Между тем Путин назвал вещи своими именами. Ни одна другая империя в истории не рухнула так внезапно и до самого основания. Миллионы россиян очутились на мели как во «внутренней» империи, так и за ее пределами. С падением Берлинской стены нарушился мировой баланс сил… Советская армия была вынуждена уйти сначала из Афганистана, затем из Восточной Германии и стран-сателлитов Восточной Европы. Для кремлевских сатрапов это была полная катастрофа».

Анализируя постсоветский период российской истории, Арно де Борграв проводит параллели с послевоенной историей Франции. По его мнению, действия президента Путина напоминают тактику генерала Де Голля, основавшего Пятую республику. «Сильная президентская власть, которую создает в России президент Путин, положила конец хаосу и анархии –так же, как это сделал во Франции генерал Де Голль, – пишет автор. – Другим образцом для Путина служит чилийский диктатор Аугусто Пиночет, свергнувший склонявшегося к марксизму президента Альенде. Пиночет сначала беспощадно расправился с крайними левыми, а затем восстановил рыночную экономику и политическую демократию».

«Кое-кого коробит, что в России продолжают отрицать сталинские преступления и цепляются за откровенно вздорный и фальшивый миф, гласящий, что советские войска якобы были «приглашены» прибалтийскими государствами, – продолжает автор статьи. – Однако в глазах многих россиян Сталин по-прежнему остается легендарным героем. Они считают, что Сталин привел СССР к победе над легионами Гитлера, позволил снять ленинградскую блокаду и разгромил немцев в Сталинграде».

Автор статьи считает, что для американских государственных деятелей было бы разумнее критиковать президента Путина за откат от демократии не публично, а в беседах с глазу на глаз. «Россия находится на перепутье. Один путь указывает в направлении, по которому пошла Германия после Первой мировой войны: он ведет к крушению демократии и искушению тоталитаризмом. Другой – в направлении, по которому Германия двигалась после Второй мировой войны – ведет к рождению сильной демократии, взращенной Соединенными Штатами.

«На протяжении тысячи лет в России существовало авторитарное правление. Демократия американского образца мало подходит для нее. «Дорожная карта» Путина – голлизм. «Дорожная карта» Буша – новая глобальная безопасность. Эти две «карты» не являются взаимоисключающими», – пишет Арно де Борграв в газете «Вашингтон таймс».

Главная докука – Китай, а не Россия. По мнению обозревателя «Крисчен сайенс монитор» Джона Хьюза, обнажившиеся во время визита Буша в Россию американо-российские противоречия – не повод «не видеть из-за деревьев леса». При всех сложностях в отношениях с Россией, считает автор, значительно более серьезную «головную боль» в ближайшие годы Соединенным Штатам доставит Китай.

«Несмотря на тщательно отрепетированную демонстрацию сердечности на встрече Буша и Путина в Москве, в российско-американских отношениях следует ожидать серьезной встряски, – указывает обозреватель. – При всем том, что Путин сворачивает демократические реформы, а Россия располагает семью с лишнем тысячами готовых к действию ядерных боеголовок, она уже не представляет собой угрозы безопасности США, как в былые времена. Гораздо более пристальное внимание Америке следует обратить на Китай с его огромной экономикой. Достигнутый там уровень процветания привел к вспышке коммерческой, политической и дипломатической активности Китая по всему миру и прежде всего в Азии».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG