Линки доступности

Юбилейные демонстрации в Санкт-Петербурге


Прошедшие в российских городах с большим размахом торжества по случаю 60-летия окончания Второй мировой войны в Европе (или, как называют это событие в России, победы советского народа в Великой Отечественной войне) оставили у многих наблюдателей двойственное впечатление. С одной стороны, кремлевские власти поспешили отдать почести ветеранам, учитывая, что для многих из них это, скорее всего, последний юбилей победы. С другой стороны, власти попытались во второй раз вслед за Брежневым хотя бы частично реабилитировать Иосифа Сталина, заявляя о его якобы весомом вкладе в победу над нацизмом.

…«Спасибо вам, герои! Ваш подвиг – бессмертен, ваше мужество – беспримерно!» Этими словами на протяжении первой майской декады приветствовал ветеранов Великой Отечественной войны петербургский метрополитен. В подобном духе была выдержана и вся наружная реклама, украсившая улицы и площади Санкт-Петербурга накануне юбилея победы.

Праздничные мероприятия начались в Петербурге 8 мая, когда руководители города и области вместе с представителями официальных организаций возлагали венки к Пискаревскому мемориалу. А непосредственно в День Победы состоялось шествие ветеранов по Лиговскому и Невскому проспектам к Дворцовой площади.

Собственно ветеранов в этом шествии было немного. Тех, кто был одет в генеральскую и адмиральскую форму, везли на машинах, стилизованных под ленд-лизовские «студебеккеры» и «доджи». Офицеры, старшины и сержанты шагали рядом с курсантами военных училищ. Во главе колонны несли знамена Победы, а также красные полотнища с портретами Ленина. Но где-то с середины колонны замелькали самодельные плакаты с надписями типа «Нашу победу не приватизировать», и вслед за ними появились портреты Сталина, Че Гевары, Фиделя Кастро и даже Александра Лукашенко. Далее следовали красные флаги КПРФ и лозунги вроде «Да здравствует Сталин, творец великой победы!»

Как относятся к попыткам реабилитировать советского диктатора участники шествия в честь 60-летия Победы? Житель блокадного Ленинграда Борис Паперный относится к этой проблеме неоднозначно: «Из истории нельзя его вычеркивать. Он как руководитель страны очень повлиял на то, чтобы мы победили в этой войне. Но в то же время были такие репрессии, что… видимо, еще рано решать этот вопрос в ту или иную сторону. Чтобы оценить, что перевешивает, надо, чтобы прошло время».

Борис Паперный встретил 9 мая 1945 года в Грузии, где вместе с другими детьми блокадного Ленинграда был в эвакуации. У него до сих пор сохранились к грузинскому народу самые добрые чувства, которые сегодня, увы, не разделяются большинством российского общества.

Некоторые участники шествия, которых в силу возраста было трудно причислить к ветеранам Второй мировой войны, раздавали наблюдавшим за шествием горожанам экземпляры стихов собственного сочинения и ксерокопии газет националистического содержания. Вот, к примеру, цитаты из 5-го номера газеты «Русский вестник», который я получила от одного из участников шествия (почему-то поинтересовавшегося, есть ли у меня дети и даже внуки).
В опубликованном в этой газете «Обращении общероссийского офицерского собрания к гражданам и всем патриотическим силам России», в частности, говорится: «Нам нужна новая Россия, свободная от диктатуры Запада и ее «пятой колонны» внутри страны… К новой России потянутся народы, которые отпали от нее по заблуждению или по умыслу лукавых политиков, а то и под давлением Запада». Очевидно, методы построений этой «новой России» ее адепты намерены заимствовать у Сталина, портреты которого в изобилии несли как ультранационалисты, одетые в казачью униформу, так и активисты КПРФ.

Это было тем более удивительно, что в северной столице зюгановцы входят в объединение под названием «Петербургское гражданское сопротивление» (сокращенно ПГС), которое демонстративно дистанцировалось от официальных мероприятий. Активисты ПГС возложили венки к мемориалам военных лет утром в понедельник и объявили о том, что в шествии принимать участия не будут.

О предпринимаемых в последнее время попытках реабилитировать Сталина один из лидеров Петербургского гражданского сопротивления Владимир Соловейчик отозвался так: «Тот юбилей, который мы сейчас отмечаем, – это юбилей победы всех граждан страны, всех советских людей – и красноармейцев, и краснофлотцев, и партизан, и тружеников тыла, и узников фашистских концлагерей, а отнюдь не индивидуальная победа Сталина как Верховного Главнокомандующего».

«Все мы помним о трагическом начале Великой Отечественной войны, о полководческих просчетах, которые привели к сотням тысяч погибших и военнопленных. И в этом смысле, – считает Владимир Соловейчик, – говорить о победе как о продукте товарища Сталина – аморально и политически неверно. Это победа всего советского народа, а не одной какой-то личности, даже облаченной в мундир маршала или генералиссимуса».

Между тем петербургские радикалы берут на вооружение не только идеи сталинизма. В одной из подворотен Лиговского проспекта, где проходило шествие ветеранов Великой Отечественной войны, я видела нарисованную темно-синей краской нацистскую свастику, а рядом – перечеркнутую звезду Давида. Подобные граффити в городе, пережившем блокаду, никто не удосужился смыть даже накануне празднования 60-летия великой победы.

XS
SM
MD
LG