В Берлине открыт захватывающей силы мемориал шести миллионам евреев, погибшим от рук нацистов при Гитлере. Этим подведен итог под длившимися семнадцать лет дебатами о том, как Германия должна вспоминать самую черную главу своей истории.
Памятник назван «Мемориалом в честь убитых евреев Европы». Он занимает площадь больше двух футбольных полей и расположен в непосредственной близости от наиболее значимых символов германской столицы: Бранденбургских ворот и Рейхстага, а также неподалеку от бункера, в котором в последние дни войны прятался Гитлер.
Мемориал напоминает огромное заброшенное кладбище с 2711 бетонными блоками пятиметровой высоты, вылезающими из земли под разными углами. Мемориал спроектирован американским архитектором Питером Эйзенманом, который говорит, что хотел, чтобы посетители почувствовали себя дезориентированными и покинутыми, как чувствовали себя евреи, попадавшие в нацистские концлагеря: «Это должно вызывать чувство ужаса. Боязнь замкнутого пространства. Здесь другие звуки, другой свет. Совсем другое ощущение бытия. Мы пытались использовать все доступные средства, чтобы дать людям почувствовать, что значит быть затерянным в бесчеловечном мире, может быть – в Освенциме, где уже погибла твоя мать».
Эйзенман надеется, что ощущение потерянности и одиночества, которое испытают посетители мемориала среди серых безжизненных камней, будет способствовать дискуссии и пониманию того, через что прошли жертвы нацизма.
Проект мемориала вызывал острые споры с того момента, как он был предложен в 88 году. Противники считали, что он слишком большой и слишком обезличенный. А некоторые сторонники проекта, в их числе один из лидеров еврейской общины, писатель Рафаель Зелигман, считают, что мемориал должен быть посвящен не только евреям, но всем жертвам нацизма: «Почему он воздвигнут только в честь евреев? Почему не в честь цыган? Почему не в честь инвалидов? Коммунистов? Еще не поздно изменить название, посвятив его всем жертвам нацизма».
Как отмечают сторонники мемориала, это могучий символ того, что Германия готова прямо смотреть в лицо своему прошлому. По их словам, ни одна страна не воздвигала памятника своим преступлениям.
Однако в стране, где половина населения жалуется на то, что устала от постоянных напоминаний о Холокосте, спикер Бундестага Вольфганг Тирсе, выступая на церемонии открытия, предостерег, что мемориал, имеющий столь важный символический смысл, может стать объектом нападений и надругательств.
Архитектор Эйзенман говорит, что хотел бы, чтобы мемориал вошел в повседневную жизнь Берлина. На вопрос, не будет ли снижено значение этого памятника, если на нем станут появляться пронацистские граффити, архитектор ответил: «Может быть, да; может быть, нет. Не исключаю, что его значение от этого только возрастет».