Линки доступности

Братство северных конвоев


Из учебников, кино- и фотохроники мы знаем об исторической встрече американских и советских солдат на Эльбе в апреле 1945-го. Но плечом к плечу американцы и русские воевали уже с 1941-го. Вместе под бомбежками прорывали блокаду врага, вместе хоронили товарищей и вместе праздновали победу. Правда, все это были не солдаты, а моряки северных союзных конвоев. И полем их общей битвы стали ледяные просторы Арктики.

…Первый караван союзников «Дервиш» (PQ-0) прибыл в Архангельск уже 31 августа 1941 года, когда США еще не находились в состоянии войны с Германией. Но фактически американские торговые суда уже шли под прикрытием британских боевых кораблей с грузами для сражающейся Красной Армии.

Десятого октября того же года Конгресс США одобрил новый законопроект, согласно которому поставки по ленд-лизу вооружения, боеприпасов, сырья и продовольствия распространялись и на СССР. Советскому Союзу для оплаты поставок был предоставлен заем в 1 миллиард долларов. Ну, а концу войны материальный вклад Америки в русские поставки составил свыше 10 миллиардов.

Одиннадцатого декабря нацистская Германия объявляет войну Соединенным Штатам. Интенсивность движения на арктических трассах резко возрастает. Грузы следуют в Россию в том числе и в разгар полярной ночи. Это был самый опасный, но при этом и самый короткий путь к центру России. Средняя протяженность перехода конвоя от Исландии до Мурманска составляла лишь 10 дней. А средний транспорт принимал на борт 300 грузовиков, 10 истребителей, 2 тысячи тонн продовольствия и 3,5 тысячи тонн других грузов. А таких транспортов за годы войны в северные советские порты пришло более семисот.

Двадцать шестого апреля 1942 года из Рейкьявика в Мурманск выходит конвой PQ-15, в прикрытии которого впервые принимают участие ВМС США: новейшие линкоры «Вашингтон» и «Северная Каролина», тяжелые крейсеры «Вичита» и «Тускалуза»…

Увы, каждый такой поход в Россию для многих становился последним. Около двух тысяч военных моряков, почти два десятка американских и британских боевых кораблей погибли при эскортировании полярных конвоев в Россию. Кроме того, как утверждает профессор Стэнфордского университета Энтони Сокол, в целом за годы войны на арктической морской трассе Рейкьявик – Мурманск – Архангельск погибли 57 торговых судов, идущих в Россию, и 21 судно, шедшее обратно Последние транспорты союзников на северной трассе гибнут буквально за сутки (!) до капитуляции гитлеровской Германии.

Поэтому понятно, что русские каждый раз встречали американских и английских моряков в своих портах как героев. В интервью газете «Нью-Йорк таймс» 22 апреля 1944 года посол США в СССР А.Гарриман подчеркивал: «Буквально все на русском Севере – и военнослужащие, и гражданские лица – выражали нам свою признательность за общий объем грузов для Красной Армии и русского народа».

Простые люди по обе стороны океана тогда не могли знать, что уже через несколько лет после победы их страны вступят в новую войну – «холодную». И в этой войне невольными жертвами станут рядовые участники северных конвоев. Об этом, например, писал в своих воспоминаниях первый в истории торгового флота США чернокожий капитан Хью Мюлзак, который «в интересах национальной безопасности» был уволен с флота в 1951 году за активность в национальном Совете американо-советской дружбы. Тогда же работу потеряли около двух тысяч американских моряков…

Куда более незавидной оказалась судьба участников конвоев по другую сторону «железного занавеса». Достаточно вспомнить одного из героев повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Капитан Буйновский, в прошлом офицер связи на кораблях союзников, загремел в ГУЛАГ только за то, что уже после войны английский адмирал в знак благодарности прислал ему по почте памятный подарок. Стоит ли удивляться, что в течение многих десятилетий советские моряки, судоремонтники, докеры лишний раз боялись просто говорить о своих личных, самых простых человеческих контактах с американцами, британцами в годы войны.

Автору этих строк довелось уже осенью 1991 года побывать на 50-летии союзных конвоев в Архангельске. Тогда отметить это историческое событие собрались моряки-конвойщики со всего мира от Австралии до Аляски. Поразительно, что эти седые люди спустя полвека узнавали друг друга, рассказывали подробности совместного отражения бомбовых и торпедных атак, приводили случаи удивительного людей спасения из ледяной морской стихии, вспоминали имена, песни друг друга. Это были действительно волнительные встречи. Вот что говорил тогда в интервью американский ветеран северных конвоев Джордж Кинг: «Когда мы прилетели в Мурманск и пешком поднялись к памятнику защитникам Заполярья, честное слово, я заплакал. Хотя и не думал, что меня в этой жизни что-то еще может тронуть и взволновать…».

Сегодня участников тех событий Второй мировой, увы, почти нет в живых. Но само понятие «братство северных конвоев» еще не забыто. И поистине оно заслуживает того, чтобы навсегда остаться в памяти американского и российского народов.

XS
SM
MD
LG