Россия пытается возродить свою утраченную империю. В столичной «Вашингтон таймс» опубликована рецензия бывшего профессора Вирджинского университета Вудфорда Макклеллана на книгу Януша Бугайского «Холодный мир: новый русский империализм».
Как сообщает рецензент, автор этой познавательной книги, аналитик вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, считает, что Москва эксплуатирует колоссальную зависимость Восточной Европы от российских энергетических поставок и экономических инвестиций, чтобы восстановить свое доминирующее положение в этой зоне.
Одним из главных приоритетов международной политики Владимира Путина, по мнению Януша Бугайского, является восстановление международного положения России и сдерживание Соединенных Штатов как единственной сверхдержавы.
«Оружие, выбранное для «нового империализма» – это энергетика, вооружение, банковское дело и торговля, - говорится в статье. - «Газпром», газовая монополия России, принял активное участие в российской дипломатии, особенно в Польше и Болгарии, где эта дипломатия свелась к энергетическому шантажу. После десятилетий экономических провалов коммунистического режима государства Восточной Европы не могут себе позволить покупать природный газ в Норвегии, которая назначает довольно высокие цены».
Продолжая комментировать книгу Януша Бугайского, рецензент отмечает, что автор рекомендует Вашингтону последовательно демонстрировать, что ни в одном месте Европы безопасность никогда не будет принесена в жертву российским, так называемым, «национальным интересам». Бугайский, кроме того, призывает обратить внимание на давнюю традицию использования Русской православной церкви в качестве инструмента международной политики России.
«Проповедуя коллективизм, антиматериализм, панславизм и российский национализм, Церковь помогает установить российское влияние на территории бывшего СССР среди православных верующих и пропагандировать антидемократические и антикапиталистические ценности, - пишет Макклеллан. - Все это верно, но осуждать российского патриарха Алексия Второго за то, что он назвал Косово «священной землей сербского и православного христианства», это значит отрицать историю. Как и на Святой земле, приток мусульман может изменить характер территории и ее будущее, но не ее прошлое».
«Бугайский, - продолжает рецензент, - предостерегает американских политиков от наивного и упрощенного представления, что Соединенные Штаты борются с общим врагом в лице международного терроризма, и что Москва обладает серьезным опытом борьбы с исламским экстремизмом. Автор книги считает, что перспектива возрождения Российской империи будет по-прежнему представлять угрозу, пока Россия сопротивляется демократизации.
«Если бы Российская Федерация была зеркальным отражением или второсортной копией Соединенных Штатов или другой западной державы, - пишет он, - то Восточной Европе нечего было бы опасаться, и она могла бы даже приветствовать влияние России. Но сталинское прошлое по-прежнему продолжает оказывать гипнотическое действие на людей в Кремле.
«Януш Бугайский прав, призывая к бдительности», - заключает свою статью в «Вашингтон таймс» Вудфорд Макклеллан, бывший профессор Вирджинского университета, работающий в настоящее время над книгой о Коминтерне 1919-1943 годов. Книга Бугайского называется «Холодный мир: новый российский империализм».
Военно-патриотическое воспитание молодежи. Статью своего московского корреспондента Скотта Питерсона, присланную из Волгограда поместила «Крисчен сайенс монитор». «Юная школьница Аня Катченко, ловко орудуя худенькими руками, разбирает автомат Калашникова. Эта операция заняла у нее 7 секунд!», - пишет автор статьи.
Аня научилась этому в волгоградском Центре патриотического воспитания. «Сюда приходят люди, которые неравнодушны к своей стране, которые знают, что в ней происходит», - говорит она, указывая на собравшуюся здесь группу ребят. Многие ветераны Сталинградской битвы, в которой за зиму 42-43 года погибли более миллиона советских солдат и 800 тысяч немецких, не уверены, что нынешняя молодежь могла бы выдержать такое испытание. «В прежние времена каждый молодой человек считал своей честью служить в армии», - говорит Владимир Паненко, старый ветеран, грудь которого сплошь покрыта орденскими колодками. Паненко добровольно пошел на войну против немцев, когда ему было 16 лет. «А вот теперь наши солдаты дезертируют», - сокрушенно добавляет он.
«Согласно официальной статистике, опубликованной в 2002 году, - продолжает автор статьи, - количество дезертиров составляет 5 тысяч в год. Однако Комитет солдатских матерей называет другую цифру: 40 тысяч. Российские вооруженные силы насчитывают сегодня один миллион человек. Для возрождения патриотического духа молодежи по стране создано более пятисот центров военно-патриотического воспитания. Здесь ребята проходят военно-строевую подготовку, учатся выживать в тяжелых природных условиях, оказывать первую медицинскую помощь и реагировать на чрезвычайные ситуации. В Волгограде школьники помогают раскапывать останки защитников Сталинграда и заботиться о сохранности их могил».
«Иногда мы сомневаемся в нашей молодежи, но война исправит их, - приводит журналист слова ветерана Николая Орлова. - У нас есть хорошая молодежь и есть плохая. Будем объективны: во время войны некоторые наши ребята переходили на сторону немцев».
В последнее время среди призывников все чаще встречаются юноши, прошедшие военно-патриотическое обучение в специальных центрах и клубах. «Я собираюсь пойти в военную школу, - говорит молодой волгоградец Станислав Калинин». Его отец – офицер армии, а дед был казачьим офицером. «Я хочу сделать так, чтобы народ снова зауважал свою армию». Этими словами Станислава Калинина корреспондент «Крисчен сайенс монитор» Скотт Питерсон заканчивает свою статью, присланную из Волгограда.
Роскошные московские квартиры. Балтиморская газета «Сан» опубликовала статью одного из агентств новостей, автор которой напоминает, что лет 10-12 назад в России не было частных владельцев недвижимости. Коммунистическое государство владело всем: сельскохозяйственными фермами, заводами, фабриками, домами, квартирами, летними дачами... Сама мысль о том, что кто-то может продать землю, дом или квартиру казалась нелепой, невозможной и крамольной.
Но это было тогда. А сегодня Александр Зиминский, один из ведущих московских агентов по продаже недвижимости, говорит, что у него есть список людей, желающих купить квартиру стоимостью от миллиона до миллиона шестисот тысяч долларов. Иностранцев в этом списке ожидающих – всего лишь 5 процентов.
В Москве непрерывно растет количество роскошных машин, внедорожников и лимузинов. Чуть ли не каждый уикенд в столице открываются новые рестораны, один дороже другого. Что касается жилья, то особо ценятся квартиры в домах, где жила высшая советская элита. Они были построены между 1890 и 1930 годами. Квартиры в этих домах оборудованы удобствами, которые не снились большинству советских граждан. Но теперь, чтобы продать такую квартиру за миллион и более, она должна быть перестроена согласно новейшим западным стандартам.
«Богатых новых русских не интересует история, им все равно, кто жил в этой квартире – композитор Чайковский, советский маршал или член Политбюро. Они хотят, чтобы жилье было новое и удобное», - говорит Александр Зиминский.
«Чтобы в доме круглосуточно дежурил швейцар, чтобы был роскошный вид из окон, чтобы в квартире было помещение для прислуги, дворецкий и многое другое. При покупке чеки не принимаются – покупатель должен принести чемодан, набитый американскими долларами. Опытные брокеры говорят, что в спортивной сумке для плавательного бассейна прекрасно помещается ровно миллион», - говорится в статье, помещенной в балтиморской газете «Сан».
Обзор подготовил Владимир Фрумкин