Линки доступности

Павел Фельгенгауэр: «Лукашенко сдаст суверенитет Беларуси без оглядки»


По итогам недавней встречи в Сочи президента России Владимира Путина и белорусского лидера Александра Лукашенко газета «Moscow Times» опубликовала статью известного российского аналитика Павла Фельгенгауэра под красноречивым заголовком «Вице-президент Лукашенко».
В материале речь шла о том, что за кулисами сочинских переговоров обсуждались планы поглощения Беларуси Россией с целью создания юридических оснований для продления пребывания Владимира Путина у власти после истечения в 2008 году второго срока его президентства.
За комментарием по поводу этой нашумевшей статьи Русская служба «Голоса Америки» обратилась к ее автору.

Алекс Кэмпбелл: Ваша публикация в «Moscow Times» по поводу того, что через год в Беларуси и России состоится референдум об объединении, вызвала определенный интерес за рубежом. «Die Welt» откликнулась на эту публикацию пространной статьей, было много комментариев в белорусской печати. Хочу также подчеркнуть, что руководитель пресс-службы Лукашенко резко отрицал, что что-либо подобное происходило, и оставил спекуляции на эту тему на совести автора. Что бы вы могли сказать по этому поводу?

Павел Фельгенгауэр: Эту информацию мне сообщил человек, имеющий хороший доступ, занимающий довольно важную позицию сейчас в близкой к Кремлю структуре, который присутствовал на саммите. Когда я получал эту информацию, мне прямо сказали, что это так и будет, все точно, все решено, все произойдет гораздо раньше, чем кто-либо ожидал. Я не уверен точно, что это до конца решено, но поскольку все это мне показалось, с одной стороны, интересной информацией, с другой стороны – правдоподобной (поскольку это может помочь Лукашенко, а также решить ряд внутренних российских проблем), я счел необходимым сообщить об этом и сослаться на человека, имя которого я назвать не могу, но который имеет реальное отношение к происходящему и может знать, что происходит внутри Кремля.

А.К.: Вызывает удивление поведение после саммита самого Лукашенко. Зная, что объединение России и Беларуси является его главным проектом на протяжении последних десяти лет, следовало бы ожидать большего энтузиазма с его стороны. Обычно он не скрывает своих эмоций и по его поведению всегда можно понять, что же все-таки имело место в его отношениях с Путиным. В данном случае (особенно если учитывать появление в качестве третьего участника переговоров между Путиным и Лукашенко путинского лабрадора Кони) Лукашенко в общем-то выглядел довольно скованным и, может быть, даже несколько разочарованным. Как вы думаете, чем это объясняется?

П.Ф.: Я не верю, что окончательное решение уже принято, но вполне очевидно, что в этом направлении идут переговоры. Также очевидно, что если такой проект будет осуществляться, то это произойдет ближе к 2008 году, то есть в следующем году, или через полтора года, чтобы где-то в 2007-м – до того, как окончится срок действия второго срока Путина – провести выборы нового союзного президента и союзного вице-президента. Я думаю, что обе стороны ведут переговоры об этом, потому что для Лукашенко, так как он в какой-то мере сдает свою страну, важно получить четкие гарантии от Москвы, в том числе и то, что он станет преемником Путина. Для него это самое важное. Вещь это сложная, неочевидно, что ее можно прописать непосредственно в договоре.

Также известно, что у Лукашенко с Путиным не очень хорошие личные отношения, но политика важнее, чем личные отношения. Если нужда заставит, то такой вариант очень даже возможен. Но здесь должны сойтись вместе разные звезды. Беларусь должна попасть в еще большую изоляцию от Запада, у Путина должны возникнуть серьезные проблемы на подходе к 2008 году. Если все это вместе сойдется, тогда они могут ударить по рукам, но пока, похоже, не ударили. Однако я верю информации, что такой вариант рассматривается.

А.К.: На ваш взгляд, будет ли затронута тема пребывания Путина на президентском посту после 2008 года в ходе предстоящего визита президента Буша в Москву?

П.Ф.: Тема эта, я думаю, рассматриваться не будет. Сейчас формальная позиция Кремля состоит в том, что нельзя выбираться на третий срок подряд. Есть, мол, Конституция, и мы ничего делать не будем. Как известно, Путин в свое время также очень уверенно и правдоподобно утверждал, что ни за что не будут отменять прямые выборы губернаторов, что это нехорошая штука, а потом вдруг взяли и отменили. Так что с иностранцами это сейчас обсуждать не будут. Под соусом, так сказать, частичного восстановления Союза и объединения с Беларусью – я думаю, что это наиболее вероятный вариант продления полномочий Путина. А то, что их как-то захотят продлить, и даже, может быть, не столько он сам, сколько его окружение – это тоже очевидный факт. И вот эта информация в общем-то, скорее идет от окружения Путина, чем от него самого.

А.К.: Возможное объединение с Беларусью – как это будет воспринято на Западе? Какова может быть реакция Европейского Союза, США на то, что Россия объединится с одиозным режимом Лукашенко?

П.Ф.: На прошлой неделе, будучи в Берлине, я это обсуждал с некоторыми коллегами. Конечно, плохо будет воспринято. Но, с другой стороны, не иметь дела с Россией невозможно. Можно не иметь дела с Лукашенко. Можно изолировать Беларусь, можно не иметь с ним дела, резко критиковать Лукашенко и так далее. А вот с Россией так нельзя поступить. Россия слишком серьезна, слишком велика, в ней есть всякое ядерное оружие. Поэтому вне зависимости от того, пройдет этот вариант, о котором я написал, или в последний момент придумают что-нибудь другое, – с Россией все равно будут иметь дело. Кривиться будут, а дело будут иметь. И это все прекрасно понимают, в том числе и на Западе.

А.К.: В отношении Беларуси возможен вариант, аналогичный тому, что происходило после аннексии Латвии, Литвы и Эстонии Советским Союзом. Очевидно, Запад не признает инкорпорацию Беларуси в Россию в условиях, когда отсутствует возможность для нормального волеизъявления белорусского народа.

П.Ф.: Ну, это да, но ведь как бы с Советским Союзом все равно дело имели. С Россией дело иметь будут, разговаривать будут, встречаться будут и обниматься тоже будут. При этом будет фигурировать вице-президент Лукашенко, где-то мелькать, – ну, придется терпеть и Лукашенко. То есть этим и привлекателен вариант, что у Запада выхода не будет. Формально могут не признать факт объединения, а фактически его признать вынуждены будут. До того момента, пока этот союз изнутри не лопнет.

А.К.: В своем последнем выступлении Лукашенко в очередной раз подтвердил, что сохранение суверенитета Беларуси является принципиальным фактором. Как вы думаете, это ритуальная фраза или действительно что-то происходит за кулисами? Или Лукашенко просто пытается выторговать более выгодные условия для возможного союза с Россией?

П.Ф.: Лукашенко очень активно шел на союз с Россией. Более того, он по сути дела уже проводил в России предвыборную кампанию, путешествовал по регионам, завоевывал всяческую популярность (кстати, немало в этом преуспел) во второй половине 90-х годов, когда он надеялся, что в ходе объединения именно он станет преемником Ельцина. Тогда за Кремль Лукашенко был готов отдать Беларусь. За просто так – нет, а за Кремль – да. После того, как определился совсем другой преемник и в Кремле оказался Путин, с идеей союза Лукашенко приутих. Во всяком случае, дело стало пробуксовывать очень сильно.

Если сейчас Москва, московская элита, путинская, кремлевская, очень четко и обязательно пообещает Лукашенко, что в обмен на Беларусь после еще одного семилетнего срока Путина он в конечном итоге получит Кремль как его преемник, что он пойдет в Кремль в следующий раз (а пока как вице-президент сможет в России зарабатывать себе популярность: его будут показывать по телевизору, будет ездить по регионам, а он это любит), – тогда он суверенитет Беларуси сдаст без оглядки.

А.К.: Иными словами, вероятность появления Александра Лукашенко во главе ядерной державы намного выше, чем это считают многие аналитики в Беларуси, России и за рубежом?

П.Ф.: Это реальный вариант. Надеюсь, что ход истории не даст этому свершиться, но то, что у некоторых людей это в головах, – это точно.

XS
SM
MD
LG