В связи с избранием кардинала Йозефа Ратцингера 265-м Папой Римским Русская служба «Голоса Америки» попросила высказать свое предположение относительно ближайшего будущего христианской церкви и возможности диалога между католической и православной конфессиями директора Православного института миссиологии и экуменизма в Санкт-Петербурге, сотрудника Всемирного совета церквей протоиерея Владимира Федорова.
Протоиерей Владимир Федоров: Во-первых, нужно сказать, что произошло очень и очень важное событие не только для Римско-Католической церкви. Кончина папы Иоанна-Павла Второго, его похороны показали, что весь мир сегодня размышляет о роли церкви, о значении римского епископа. И мне кажется, что тут дело не только во взаимоотношениях католичества и православия. Сегодня все христиане должны оценить свою роль, свою миссию и в Европе, и в мире.
Избрание кардинала Йозефа Ратцингера – это событие, которое требует очень обстоятельного анализа. С этим понтификатом начинается особое время анализа ситуации. Во-первых, великий понтификат, который закончился, очень продолжительный, – он требует оценки, требует аналитической оценки. Сейчас прошел ряд конференций, празднующих сорокалетие документов Второго Ватиканского собора. И конечно, новый понтификат должен сформулировать о отношение ко Второму Ватиканскому собору и свидетельствовать то, что идея Собора, идея aggiornamento [обновления], – жива.
Мне кажется, что сегодня не стоит оценивать избрание нового Папы в схеме противостояния консерваторов и либералов. Думаю, что позиция кардинала Йозефа Ратцингера на посту главы конгрегации – она отличается от позиции Святейшего отца и епископа римского. И вполне возможно, что это будет несколько другой характер действий и оценок. Но, кроме того, кардинал Ратцингер обратил внимание и очень много говорил по поводу новой европейской конституции. И с ним были солидарны иерархи многих церквей, не только Римско-Католической, в связи с оценкой роли христианства в Европе.
И сегодня мы слышим голос и святейшего Патриарха Алексия Второго, поздравившего новоизбранного Папу, и других иерархов, в котором звучит надежда на сотрудничество в деле христианского свидетельства. Я думаю, что это сегодня – главная тема. Очень хочется надеяться, чтобы наши взаимоотношения (имеется в виду Русская Православная церковь) – не увязли в сложных проблемах взаимоотношений с униатством на Украине. Думаю, что понимание того, что мы призваны к христианскому свидетельству, – это будет главная мысль нового понтификата и главная мысль всех тех, кто стремится к сотрудничеству.
Кроме того, мне кажется, избрание имени святого Бенедикта не связано со стремлением вспомнить о Бенедикте Пятнадцатом. Это скорее, как мне кажется, стремление обратить внимание, наше христианское внимание, и прежде всего внимание Римско-Католической церкви на духовность святого Бенедикта, основателя западного монашества. Но ведь что интересно – что этот основатель западного монашества построил свой устав на основании святого Василия Великого и египетского монашества! Так что это как раз тот самый случай сотрудничества Востока и Запада.
И обращение внимания на аскетику, на монашескую традицию, – это мне представляется принципиально важным для сегодняшней цивилизации, которая вне воздержания, вне принципов аскетики , в общем, действительно может оказаться в глубочайшем кризисе.
Кроме того, святой Бенедикт – это не только основатель монашества, но и личность, о которой вспоминают очень часто, когда говорят об истории просвещения в Европе. Роль средневекового монашества в просвещении Европы чрезвычайно высока. И очень хочется надеяться, что просвещеннейший богослов – новый Папа, бывший любимым профессором в ряде германских университетов – будет способствовать тому, чтобы образование как в рамках Римско-Католической церкви, так и в рамках структур Православной церкви обрело подобающее ему место. Сегодня именно образование может обусловить наш духовный рост, воспитание людей в христианской ответственности. Достаточно много социальных проблем возникло за последнее десятилетие, которые можно решить только вместе, в сотрудничестве церкви и общества и в межконфессиональном, межрелигиозном сотрудничестве.
Я думаю, что тесное сотрудничество обещано нам теми словами, которые есть в завещании Папы Иоанна-Павла Второго. Он говорит, что, прощаясь с этим миром, он мысленно обнимает и своих братьев – католических епископов, и членов других церквей, и раввинов, и представителей других религиозных общин. И я думаю, что эта духовность – она есть не только личное качество покойного Папы, но и часть духовности Римско-Католической церкви.