Линки доступности

Итоги российской поездки госсекретаря США<BR>Мнение эксперта


Кондолиза Райс совершила первый визит в Москву в качестве главы внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов. Какие вопросы она обсуждала и как оценивает ее визит заместитель директора московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин?

Люсьен Фикс.
Доктор Тренин, главная цель визита государственного секретаря Кондолизы Райс в Москву – подготовить запланированную на 9 мая встречу президентов Владимира Путина и Джорджа Буша, приуроченную к 60-летию победы союзных войск над нацистской Германией. По пути в Москву, она сказала сопровождающим ее журналистам, что США не намерены критиковать Россию, а будут поднимать вопросы, вызывающие у них беспокойство. Тем не менее, Кондолиза Райс начала свой визит с упреков в адрес президента Путина за неустойчивость приверженности демократии и рыночным реформам. Как следует расценивать эти высказывания главы внешнеполитического ведомства США, и о какой демократии в России вообще идет речь?

Дмитрий Тренин:
Я думаю, что высказывания главы государственного департамента следует рассматривать в контексте генеральной внешнеполитической доктрины поддержки свободы, с которой выступил президент Буш в день инаугурации в начале своего второго срока. Такие заявления обычно вызывают аллергию у российских деятелей, которым приходится выступать со своей собственной трактовкой того, что происходит в России и, конечно, делает российско-американские контакты достаточно напряженными. Что касается демократии и свободы в России, я думаю, правильно будет поставить нынешнюю ситуацию в России в историческую перспективу. Россия сегодня находится на пути строительства современного общества и современного государства, и на этом этапе российский политический режим может быть охарактеризован как, скажем, мягкий авторитаризм. Демократия в России, я убежден, дело будущего, но это будущее, наверно, не скоро наступит. Пока же, речь идет о том, что в стране имеется определенный набор свобод, имеется определенная возможность действовать в различных областях, но политический режим при этом остается слабо-авторитарным.

Л.Ф.:
Кондолиза Райс сказала, что в России должно быть больше свободных СМИ, чтобы люди могли вести дебаты, и что США будут следить за делом «Юкоса», чтобы узнать, что оно говорит о власти закона в России. Можно ли говорить на примере «Юкоса» о том, что в России существует независимая судебная власть? В отношении же независимых СМИ – сегодня в России их можно посчитать на пальцах.

Д.Т. Что касается судебной власти, то, вне зависимости от дела «Юкоса», в России сегодня ее не существует. Формирование независимой судебной власти это длительный процесс. На это уйдут десятилетия и, возможно, потребуется работа многих поколений. Такие вещи не происходят в течение двух, пяти или десяти лет. Что касается средств массовой информации, то здесь картина не однозначная. В области электронных средств массовой информации – скажем, телевидения, прежде всего центрального телевидения – это телевидение находится под очень пристальным контролем Кремля и, в широком плане – российского правительства. Но при этом существует большое количество печатных средств массовой информации, различных интернет-сайтов, интернет-изданий, где продолжаются дебаты, продолжаются обсуждения и, я бы сказал, свободное обсуждение многих проблем, в том числе и очень критическое для власти. Следует, однако, признать, что основное средство массовой информации – то есть, телевидение – находится под контролем власти, а то, что не находится под контролем власти, не имеет большого тиража.

Л.Ф.:
В связи с делом Ходорковского Кондолиза Райс сказала, что видит некоторую несообразность в желании Москвы, чтобы иностранные инвестиции играли роль в разработке российских нефтяных месторождений и газовых резервов. Не останавливает ли дело «Юкоса» иностранных вкладчиков от инвестирования в российский бизнес?

Д.Т. Конечно, дело «Юкоса» создает серьезные проблемы для иностранных вкладчиков, которые хотели бы инвестировать в российскую нефтяную промышленность. И многие ожидали возможности получить какую-то часть «Юкоса», когда Ходорковский был готов продать значительную часть своего бизнеса. Но есть еще и другие заявления и действия российских властей, которые также делают проблематичным или невозможным инвестирования в эту отрасль. При этом надо иметь в виду, что и российские нефтяные компании также не особенно заинтересованы в том, чтобы у них появлялись иностранные конкуренты. Поэтому в этой сфере между правительством или, скажем, не самой либеральной частью правительства и бизнеса существует альянс.

Л.Ф.:
Сегодня Кондолиза Райс провела переговоры с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и встретилась в Кремле с президентом Путиным. Ее визит закончен. Многие политологи считают, что от этого визита не следует ожидать прорыва в американо-российских отношениях. Как вы оцениваете визит главы внешнеполитического ведомства США Россию?

Д.Т.:
Это, безусловно, важный визит. Это первый визит госпожи Райс в Москву с тех пор, когда она стала государственным секретарем. Это серьезная подготовка к встрече в Москве. Но я думаю, что этот визит не привел к какому-то изменению к лучшему в российско-американских отношениях. Эти отношения, очевидно, будут оставаться в прохладном состоянии еще наверно длительное время, и вряд ли здесь можно ожидать прорывов и во время визита президента Буша в Москву. У нас гораздо больше оснований, я думаю, опасаться различных действий, которые могут привести к ухудшению российско-американских отношений и появлению большей напряженности в этих отношениях.

XS
SM
MD
LG