Линки доступности

Обмен учеными и визовой режим США


9 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения бывшего сенатора Уильяма Фулбрайта, известного сторонника взаимопонимания между народами, который стал инициатором учреждения программы обменов между учеными, широко известной как «Стипендия Фулбрайта».

Однако сегодня, шестьдесят лет спустя после основания программы, многие задаются вопросом, а действительно ли Соединенные Штаты хотят видеть у себя иностранных ученых?

После террористического нападения 11 сентября, США ужесточили визовую политику для иностранных студентов, преподавателей и исследователей. Усиление контроля, а также нашумевшие случаи отказа в визах приезжающим из-за рубежа профессорам дали повод критикам заговорить о том, что у Америки развивается менталитет «осажденной крепости».

«Все те меры контроля, которые мы вводим для того, чтобы усложнить приезд в страну, затягивание этого процесса производят впечатление ее негостеприимности», - говорит один из руководителей Ассоциации работников международного образования Виктор Джонсон.

С этим согласны не все.

Профессор Пек Кун Хенг, гражданка Малайзии, преподает на кафедре исследований Азии в Американском университете в Вашингтоне. По ее словам, преподавать в городе, где проблемы демократии и прав человека обсуждаются как в студенческой аудитории, так на уровне правительства США, еще интереснее: «Приехать сюда и оказаться участницей дискуссии по таким важным проблемам, поделиться своей точкой зрения, как жительницы юго-восточной Азии, предложить студентам различные подходы к их решению – для меня это было необычайно интересным опытом».

Эксперты считают, что иностранные ученые продолжают оставаться важной частью американской системы высшего образования. В 2003 году в американских колледжах и университетах работало более 84 тысяч ученых и преподавателей из-за рубежа. Тем не менее, это на две тысячи меньше, чем до событий 11 сентября 2001 года.

Частично этот спад объясняется другими причинами – наибольшее сокращение приходится на Китай и Южную Корею. Их университетская система растет, поэтому ученые востребованы у себя дома.

Президент Института международного образования Алан Гудман, курирующий программу стипендий Фулбрайта в Госдепартаменте США, говорит: «Фундаментальные причины, заставляющие зарубежных преподавателей приезжать сюда, а американцев – учиться в Европе или на Ближнем Востоке, не изменились.Ученые по-прежнему стремятся к этому, и ездят друг к другу. Просто в эпоху после событий 11 сентября делать это стало труднее».

Но, по мнению Виктора Джонсона, складывающееся впечатление, что США не приветствуют приезд иностранных ученых, может повредить репутации страны.

«Мы – не единственное место в мире, где есть хорошие университеты и передовые исследовательские центры, и где они могли бы работать, - говорит он. - Если сложится мнение, что мы не рады их приезду, мы их потеряем, они найдут другие страны».

Ассоциация работников международного образования призывает федеральные власти США упростить процесс проверки, выработать более четкие правила для американских консульств, увеличить количество их сотрудников и сделать весь процесс получения виз более прозрачным.

Хотя американское правительство и сделало определенные шаги в этом направлении, зарубежное мнение в лучшую сторону пока не изменилось. Тем временем, Алан Гудман называет еще одну причину, почему США нуждаются в иностранных ученых и исследователях: «Для американских студентов или преподавателей они часто представляют единственную возможность познакомиться с представителем другой культуры».

По словам Гудмана, так как за границей бывает очень мало американских студентов, без общения с иностранными учеными американцы не смогут обогатиться весьма ценным международным опытом.

XS
SM
MD
LG