Линки доступности

Конгресс США озабочен положением незарегистрированных религиозных объединений в России


В минувший четверг на Капитолийском Холме в Вашингтоне прошли слушания Конгресса, посвященные положению незарегистрированных религиозных объединений в России. Слушания были организованы американской Комиссией по безопасности и сотрудничеству в Европе, известной также как «Хельсинкская комиссия». Это независимое учреждение правительства США было в свое время организовано с целью контроля за соблюдением Заключительного акта Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и других обязательств стран-участниц ОБСЕ.

Слушания 14 апреля открыл Кристофер Смит – сопредседатель Хельсинкской комиссии и член Палаты представителей США. Комиссия внимательно следит за положением религиозных объединений в России, сказал конгрессмен Смит, и, в частности, с тревогой воспринимает нежелание властей в Москве зарегистрировать такие признанные во всем мире религиозные объединения, как Армия Спасения, Свидетели Иеговы и отдельные общины христиан-пятидесятников.

Конгрессмен Смит отметил, что члены Комиссии, равно как и законодатели, делятся своей озабоченностью с российскими парламентариями во время встреч с ними. Американский законодатель выразил надежду, что российские власти в конце концов урегулируют юридическое положение приверженцев ущемленных в своих правах конфессий.

Полномочный посол государственного департамента по международным религиозным делам Джон Хэнфорд в своем выступлении отметил, что в целом федеральное правительство РФ соблюдает свободу вероисповедания, хотя в различных регионах страны наблюдаются отдельные нарушения по вине местных властей.

Примеры таких нарушений привел Андрей Охотин, который представляет в Америке Объединение независимых российских баптистов. Он упомянул о поджоге двух молитвенных домов баптистов в 2004 году в Туле и в подмосковном селе Любочанах.

Андрей Охотин: В Туле это первое такое событие, наверно, может быть, в истории не только современного, а вообще христианства. В канун Собора Церкви (а этот Собор планировался на 13-е – 14-е – 15-е января) тринадцатого числа в ночь, когда в этой церкви планировали на ночь оставаться служители от церкви и в последнюю минуту их перевели в соседнее здание, в четыре часа в этом здании прогремел взрыв. Он завалил пятьдесят цементобетонных плит, разрушил стены, поднял крышу. То есть невероятной силы был взрыв. И по всему было видно, что он был направлен не просто на уничтожение здания, но фактически на ликвидацию духовного руководства незарегистрированных ивановских баптистских церквей.

Мы привыкли к тому, что наших братьев сажали в тюрьмы. Мы привыкли к тому, что их отправляли в ссылку. Мы знакомы с тем, когда у нас отнимали, конфисковывали молитвенные дома. Были случаи покушений. Были случаи смертельных исходов индивидуальных лиц. Но покушения на руководство церковного союза – это у нас такое происходит впервые.

Виктор Потапов: Вспоминаю советские времена... И все из-за того, что независимые баптисты не хотят регистрироваться, не так ли?

А.О.: Предположительно все это из-за того, что они отстаивают право, которое фактически закреплено в Российской Конституции: право разделения церкви и государства и невмешательство государства в дела церковные. То, что церковь, не вмешиваясь в политические вопросы, хочет самостоятельно служить Богу, как она понимает это по Евангелию.

О положении незарегистрированных пятидесятников говорил председатель Американо-русского центра помощи Борис Перчаткин:

«Очень сложная ситуация в России. Конечно, ее не сравнить с советскими временами. Раньше нас просто без разговоров сажали. Пример – моя семья. Все судимые. Дед расстрелян. Бабушка судимая. Мать судимая. Три раза – я. Два раза – жена. Два раза. Поколения преступников… практически. И вот это-то – отголосок прошлого: воспитание нескольких поколений в духе ненависти к сектантам порождает сегодня непонимание и правительством российским, и населением менталитета протестантов. Поэтому горят церкви.

Есть преследования со стороны правительства. Не везде, конечно, но есть. Вот, например, Алданская община, которая из Якутии сослана в Бурятию. Пастор их Козарь сидит – десять лет ему дали. Вся община в ссылке. Детей отобрали… Сейчас мы боремся для того, чтобы отменить этот судебный приговор. Но это – полнейший маразм. Полнейший маразм – в наше цивилизованное время лишать родительских прав только за то, что они принадлежат к какой-то, как говорят, «нетрадиционной секте». Звучит дико, но это – факт. И это происходит в России, в цивилизованной России!

Подводя итоги слушаниям, сопредседатель Хельсинкской комиссии Конгресса Кристофер Смит в заключительном слове сказал, что американская Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе составит резолюцию и доведет до сведения правительства Российской Федерации озабоченность американских законодателей положением незарегистрированных религиозных объединений в России.

XS
SM
MD
LG