Линки доступности

Посол США покидает Францию


Посол США во Франции Ховард Лич покидает Париж. На его долю выпала тяжелая миссия – представлять Соединенные Штаты во Франции в годы наиболее сложных отношений между двумя странами в истории последних десятилетий. Ему пришлось поддерживать отношения со страной, резко выступавшей против войны в Ираке.

Однако, по словам Ховарда Лича, даже в периоды наибольших расхождений между двумя странами из-за войны в Ираке линии коммуникации в Париже всегда были открыты: «Французские официальные лица всегда были доступны, и мы могли обсуждать любые проблемы. Иногда наши мнения резко расходились, но мы всегда могли вести дискуссию в сдержанной форме».

Ховард Лич дал интервью «Голосу Америки» в своем кабинете в посольстве за несколько дней до возвращения в США. В Париже он провел почти четыре года. Назначенный послом в июле 2001 года, он не мог предвидеть, насколько ухабистым окажется путь американо-французских отношений. Спустя два месяца, после террористических нападений на Нью-Йорк и Вашингтон, во всем мире поднялась волна симпатии к Америке: «Мы все американцы», – писала тогда французская газета «Монд». Президент Франции Жак Ширак был первым иностранным руководителем, посетившим Соединенные Штаты после нападений террористов.

Однако вскоре между Францией и США возникли резкие разногласия – по вопросам о Международном уголовном суде, о потеплении глобального климата, о торговых барьерах, но прежде всего – об Ираке. Франция возглавила международную оппозицию войне, возглавленной Соединенными Штатами.

Сегодня взгляды Франции на проблему Ирака и на президента Буша, видимо, изменились, говорит Ховард Лич: «В прессе все чаще появляются вопросы не о том, была ли Франция неправа, а о том, не был ли прав Джордж Буш. И я полагаю, что некоторые французские интеллектуалы и ведущие политологи, наблюдая за переменами на Ближнем Востоке в целом и видя позитивное отношение населения на Ближнем Востоке к возможностям достижения демократии, начинают говорить, что, может быть, что-то в действиях Джорджа Буша было правильным».

По мнению аналитиков, в целом отношения между Парижем и Вашингтоном значительно улучшились. Обе страны действовали совместно в оказании давления на Сирию с тем, чтобы она покинула Ливан. А Вашингтон поддержал европейскую дипломатию по отношению к Ирану, сводящуюся к тому, чтобы убедить Иран отказаться от программ создания ядерного оружия.

Хотя США возражают против стремления Франции отменить европейское эмбарго на продажу оружия Китаю, стороны выработали компромисс, не идя на сделки в других областях.

Робер Пенжон, руководитель европейского отдела общественной организации Republicans Abroad – международного крыла Республиканской партии, высоко оценил личный вклад посла Лича в дело улучшения трансатлантических отношений. «Ему было нелегко, но он великолепно справлялся со всеми проблемами. Я полагаю, – сказал Робер Пенжон, – что сейчас франко-американские отношения улучшаются, несмотря на рытвины на дороге, которые, безусловно, еще будут появляться. Он внес большой вклад в цивилизованный диалог».

Не менее высоко отозвался о работе Ховарда Лича в Париже министр иностранных дел Франции Мишель Барнье. Он восхищается мудростью Лича и его всегдашней готовностью к диалогу с французскими властями. По словам Барнье, Лич многое сделал для улучшения отношений между Америкой и Европой.

Однако другие аналитики отмечают, что Лич недостаточно свободно владеет французским языком – в противоположность двум своим предшественникам из Демократической администрации Феликсу Рогатину и Памеле Гарриман. Посол Лич не был заметен на французской общественной сцене, считает редактор газеты Liberation Патрик Сабатье. С другой стороны, Сабатье признает, что для любого американского представителя было бы очень трудно убедить французские власти и французскую общественность в необходимости войны в Ираке.

Теперь Ховард Лич возвращается к своей прежней деятельности в качестве бизнесмена в Сан-Франциско. На вопрос, что он считает своим наибольшим достижением в качестве посла во Франции, он сказал: «Поддержание открытыми каналов связи и разумная сдержанность в очень трудный период». К своим неудачам он отнес то, что не смог еще больше ослабить напряженность между Францией и Соединенными Штатами.

XS
SM
MD
LG