Линки доступности

Обзор печати от 4 апреля 2005 г


«Никто иной как Сталин дал нам самую известную формулировку той циничной философии, которая именуется «реализмом», и которая вновь вошла в моду в наши дни, - пишет в «Вашингтон пост» видный политический обозреватель Чарльз Краутхаммер. - Заключается эта философия в том, что, в конечном счете, все решается силой. «Папа Римский? А сколько у него дивизий?».

«Сталин мог произнести эти слова только потому, что он никогда не видел Иоанна Павла Второго, - продолжает автор статьи. - В его лице мы потеряли человека, вся жизнь которого категорически опровергает «реализм», который имел в виду Сталин. Через 10 лет после прихода в Ватикан Кароль Войтыла ответил на вопрос, поставленный советским диктатором: «У меня больше дивизий, чем у вас. Больше, чем вы можете себе представить».

«История сохранит многие достижения Иоанна Павла Второго, - пишет Краутхаммер. - Особенно – его решительную защиту традиционной веры католической церкви в неприкосновенность человеческой жизни, его противостояние модным идеям относительно абортов и эйтаназии. Но более всего его будут помнить за то, что он заронил искру свободы в своей родной Польше и других странах Восточной Европы – искру, приведшую в конце концов к полному краху советской империи. В этом, при желании, можно увидеть руку Провидения: в трудный для западного мира момент истории, когда он терпел одно поражение за другим, когда произошла исламская революция в Иране, просоветски настроенные сандинисты пришли к власти в Никарагуа, а Советский Союз вторгся в Афганистан, католическая церковь избрала своим главой поляка, глубоко понимавшего ситуацию в Восточной Европе, польского Папу, который стал, наряду с Рузвельтом, Черчиллем и Рейганом, одним из великих освободителей XX века».

«Далеко не случайно, что движение Солидарность, ставшее катализатором революций в Восточной Европе, зародилось уже через год после первого визита понтифика в Польшу, - говорится далее в статье. - Но не будем обольщаться: народные движения, подобные тем, что начались с легкой руки Папы, могут одолеть диктаторские режимы только тогда, когда эти режимы теряют уверенность в своей неуязвимости. К 80 годам обширный советский блок уже находился в упадке. И новый глава Ватикана дал жаждавшим свободы народам Восточной Европы не только надежду, но и политические средства ее достижения. Он продемонстрировал то, что Европа к тому времени уже забыла, а Сталин никогда не знал: силу веры как инструмент политического объединения народа. С помощью Иоанна Павла Второго эта сила веры привела к освобождению половины европейского континента. Между тем, жестокая и нигилистическая вера, исповедуемая исламскими радикалами, породила террор и хаос. Уже одного этого контраста между двумя типами веры, контраста, ставшего очевидным для нас после 11 сентября 2001 года, достаточно, чтобы проникнуться глубокой благодарностью к Иоанну Павлу Второму», - пишет в столичной «Вашингтон пост» известный политический обозреватель Чарльз Краутхаммер.

«Иоанн Павел Второй не уставал повторять, что корень поражения коммунизма заключается не в экономике, а в антропологии, в ошибочном понимании природы человека, - говорится в редакционной статье газеты американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнал». - Кароль Войтыла узнал это не из учебников. Ему довелось жить при двух тоталитарных режимах-близнецах, фашизме и коммунизме, и этот опыт определил всю его деятельность на посту Римского Первосвященника и сформировал его убежденность в великой силе моральной истины».

«Вскоре после избрания польского епископа Кароля Войтылы главой Римской католической церкви, - продолжает автор комментария, - лидер польских коммунистов пытался объяснить своему советскому коллеге, что он, как поляк, прекрасно знает, как следует обращаться с новым Папой. В ответ Леонид Брежнев произнес пророческую фразу: «Если вы не справитесь со своей церковью, рано или поздно она застрянет в наших глотках и задушит нас». Так оно и произошло», - отмечает «Уолл-стрит джорнал».

Газета оговаривается, однако, что у нее были свои разногласия с Иоанном Павлом Вторым, особенно по вопросу о двух войнах против Саддама Хуссейна – в Персидском заливе и нынешней.

«Можно не соглашаться и с его учением о браке, гомосексуализме, об абортах и по другим проблемам, но при этом мы не можем не видеть последовательности его основного принципа: попытка человека полностью освободиться от своей природы, своего естества, ведет не к свободе, а к рабству. Иоанн Павел Второй был светочем надежды для миллионов и миллионов людей – и не только тех, кто придерживается католической веры. Может быть именно поэтому Китай, где живет всего лишь горстка католиков, так и не разрешил Папе Римскому посетить КНР – из страха перед надеждами, которые может вдохнуть в китайцев этот слабеющий, тяжело больной человек», - говорится в редакционной статье «Уолл-стрит джорнал».

В редакционном комментарии газеты «Бостон глоб» подчеркивается, что, при всей своей укорененности в традициях, Иоанн Павел Второй был вполне современным человеком, который по достоинству оценил преимущества новейших средств массовой коммуникации и транспорта, в частности – реактивной авиации. Понтифик побил в этой сфере все рекорды: он посетил за 26 лет своего пребывания в Ватикане 129 стран, где его слушали десятки миллионов верующих.

«Однако в ряде вопросов он мало изменился с того времени, когда служил епископом в Польше, - замечает газета. - Он, правда, время от времени выдвигал женщин в комитеты советников Ватикана, но они так и не приобрели там значительной роли. Почти не изменилось и его отношение к вопросам секса. Так, он продолжал выступать против применения противозачаточных средств супружескими парами», - напоминает «Бостон глоб».

«Ю-Эс-Эй тудэй» отмечает в редакционной статье, что значительное большинство участников недавних опросов общественного мнения считает, что новый Римский Первосвященник, который придет на смену Иоанну Павлу Второму, должен разрешить католикам пользоваться противозачаточными средствами, отменить обет безбрачия для католических священников, смягчить отношение церкви к исследованиям в области стволовых клеток и позволить получение женщинами сана священника.

«Однако эти серьезные несогласия с доктриной католической церкви, - подчеркивает газета, - не помешали участникам опросов выразить восхищение покойным Папой Римским. Две трети опрошенных назвали его «одним из величайших Пап» в истории Ватикана. В нашем мире, страдающем от множества проблем, лидер, твердо стоящий на своих принципах, заслуживает истинного уважения», - заявляет в своем редакционном комментарии газета «Ю-Эс-Эй тудэй».

Обзор подготовил Владимир Фрумкин

XS
SM
MD
LG