Линки доступности

Обзор печати от 25 марта 2005 г.


Киргизия – в центре внимания американских СМИ. Свержение режима президента Аскара Акаева и победа киргизской оппозиции – международная тема номер один во всех печатных СМИ, от респектабельных «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс» до таблоидов типа «Экзаминер». Репортажи со снимками горящих баррикад перед президентским дворцом в Бишкеке и ликующих демонстрантов газеты публикуют на первых полосах. «Вашингтон таймс» и «Крисчен сайенс монитор», в числе других, посвящают киргизской «революции тюльпанов» редакционные статьи. Комментаторы анализируют возможные последствия киргизской революции для всего центрально-азиатского региона, а также для России и американо-российских отношений.

«Правительство Киргизии свергнуто», – пишет «Уолл-стрит джорнэл». «В результате протестов в Киргизии свергнут авторитарный лидер», – информирует «Нью-Йорк таймс». «Вашингтон пост» подчеркивает неожиданно быструю развязку событий. Репортаж своих корреспондентов Карла Вика и Питера Финна из Бишкека газета публикует под шапкой «Внезапным образом оппозиционеры свергают правительство в Киргизии». «Крисчен сайенс монитор» делает акцент на продолжающихся революционных потрясениях на постсоветском пространстве: «Очередной бунт в бывшей советской зоне», – гласит заголовок статьи московского корреспондента газеты Фреда Уэйра. Балтиморская «Сан» высказывает мнение, что стабильности остальных авторитарных режимов в соседних республиках пока ничего не грозит.

Другие издания полемизируют с этой оценкой. «События в Киргизии встревожили правящие режимы в государствах этого богатого нефтью региона на границах с Китаем и Россией, – отмечает, например, «Уолл-стрит джорнэл». – Революция в Киргизии – еще один удар по влиянию российского президента Владимира Путина в бывшей советской империи… По стечению обстоятельств на территории Киргизии с согласия президента Аскара Акаева действуют американская и российская военные базы. Его будущий преемник, кто бы он ни был, вероятнее всего, постарается поддерживать добрые отношения как с Москвой, так и с Вашингтоном».

По примеру Грузии и Украины. «Пал еще один автократический режим, – комментирует бегство из Бишкека президента Акаева и его семейства в редакционной статье «Нью-Йорк таймс». – Таким бесславным образом закончилось почти пятнадцатилетнее правление человека, которого некогда восхваляли как самого демократического лидера в Центральной Азии. Киргизия последовала примеру Грузии и Украины, свергнувших коррумпированные клики… Теперь ей следует по их же примеру быстро провести новые выборы и создать законное демократическое правительство. После этого сама Киргизия может стать положительным примером для оставшихся антидемократических бывших советских республик – прежде всего Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана, где господствуют деспотические режимы».

«Распад советской империи не может служить оправданием правления региональных автократов в республиках, находившихся в былое время под пятой Москвы, – подчеркивает в редакционной статье «Крисчен сайенс монитор». – Демократическая революция началась с Восточной Европы и побеждала в одной стране за другой. На этой неделе пришел черед Киргизии… Эта тенденция должна насторожить президента Владимира Путина, закручивающего гайки и урезывающего и без того уже куцую российскую демократию… Ни Россия, ни США не должны вмешиваться в события в Киргизии. Народную революцию должен вершить сам народ».

В заключение газета описывает киргизские события в международном аспекте: «Демократизация региона в российском «подбрюшье» и на западном фланге Китая может содействовать обеспечению международного мира в такой же степени, как и усилия Соединенных Штатов по демократизации Ближнего Востока».

Киргизская революция и глобальная демократическая инициатива Джорджа Буша. Газета «Уолл-стрит джорнэл» в редакционной статье делает упор на значении революции в Киргизии с точки зрения реализации декларированной президентом Джорджем Бушем программы распространения демократии по всему миру «Нынешняя практически бескровная революция в Киргизии, которая смела репрессивный режим президента Аскара Акаева, была вызвана своими внутренними причинами. Тем не менее, – пишет газета, – ей в равной степени способствовали как прошлогодние события в Киеве, так и нынешние протесты в Бейруте. Но вряд ли следует отрицать и определенный вклад в происшедшее со стороны США – хотя бы в виде состоявшихся в октябре выборов в Афганистане и в осуждении подтасовок на недавних парламентских выборах в той же Киргизии… Революция в Киргизии лишний раз опровергает доводы тех, кто отстаивает эволюционный курс развития исламских стран в противовес демократии. События в этой отдаленной центрально-азиатской стране вписываются в глобальное наступление свободы под водительством президента Буша».

Солидарна с подобной оценкой и «Вашингтон таймс». «Благодаря упорству киргизского народа революция из потенциальной превратилась в действительную, – отмечает эта столичная газета в редакционной статье. – Но не исключено, что свою роль в событиях, помимо политических страстей, сыграла и поддержка президентом Бушем демократии во всем мире. Киргизская революция следует в фарватере событий, приведших к свержению авторитарных режимов в результате массовых протестов в Грузии, Украине и Ливане».

Газета также обращает внимание на опасность политического вакуума в Киргизии. «Неясно, – говорится в статье, – выдвинется ли среди деятелей киргизской оппозиции сильный лидер. Пока что какой-то одной фигуры, вокруг которой сплотилась бы победившая оппозиция, не видно». В числе возможных будущих претендентов на эту роль газета называет бывшего премьера Курманбека Бакиева и бывшего вице-президента Феликса Кулова, только что освобожденного из тюрьмы.

«Также неясно, – говорится в статье, – насколько усилится влияние исламских партий в результате свержения Аскара Акаева. По этой причине Соединенным Штатам и другим западным странам следует поддержать набирающее силу, но пока еще уязвимое демократическое движение в Киргизии».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG