Линки доступности

Подросток-нацист открыл огонь в индейской резервации


Виновником трагедии, разыгравшейся в понедельник в индейской резервации Ред-Лейк (штат Миннесота), стал 16-летний индеец племени чиппева по имени Джеф Уиз. Сценарий трагедии повторяет целый ряд предшествующих эпизодов такого рода. Подросток, бывший объектом постоянных насмешек одноклассников, взял хранившееся в доме табельное оружие своего деда-полицейского, застрелил деда и его подругу, после чего поехал в свою школу продолжать расправу. Там он убил охранника, пятерых учеников и учительницу и ранил 15 человек, прежде чем застрелился сам.

Сейчас, после свершившегося, все знавшие Джефа Уиза утверждают, что признаки назревавшего кризиса были налицо. Его отец в 1997 году застрелился во время противостояния с полицией. Мать в 1999 году попала в больницу с мозговой травмой, полученной в автокатастрофе. Мальчик, живший до этого с родителями в городе Миннеаполисе, был отправлен к дедушке с бабушкой в индейскую резервацию. Он очень не хотел переезжать в незнакомое место, а в школе глубоко переживал свое одиночество и отверженность.

Год назад он сказал учителю, что хочет покончить жизнь самоубийством. Учитель направил подростка на консультацию к психиатру. После этого Джеф стал еще более замкнутым. Он стал ходить в длиннополом черном плаще того самого покроя, в каком появлялись в школе «Коломбайн» в штате Колорадо двое подростков, учинивших там побоище шесть лет назад. Тогда, в апреле 1999 года, они застрелили тринадцать человек, после чего покончили с собой.

Все свободное время после уроков Джеф стал проводить в интернете. Особо его привлекали сайты с нацистскими публикациями и фотографиями. Он отправил на сайт «Либертарианской национал-социалистической зеленой партии» 34 постинга, в которых выражал сожаления о том, что жители резервации Ред-Лейк не выказывают гордости за свое «первородство». Себя Джеф Уиз именовал «индейским нацистом» и «ангелом смерти», заявляя, что намерен распространять среди индейцев идеи расовой чистоты. В одном его постинге говорилось: «Я всегда испытывал естественное восхищение Гитлером за мужественное противостояние более многочисленным нациям».

Весть о том, что в их среде оказался поклонник нацистов, поразила пять тысяч обитателей резервации. Один из них, назвавшийся Джорджем, сказал корреспонденту «Нью-Йорк таймс»: «Как можно быть расистом краснокожий индеец? У меня это не укладывается в голове».

Однако эксперт по «группировкам ненависти» Марк Поток в интервью радио NPR указал, что среди лиц, разделяющих идеологию расизма, встречаются выходцы практически из всех расовых, религиозных и этнических слоев. «Подростки особенно остро переживают свое состояние беспомощности и подсознательно хотят принадлежать к угнетателям, а не угнетенным, – сказал Поток. – Этим объясняется странный феномен, когда люди примыкают к движениям, ставящим своей целью уничтожение их самих и им подобных».

«Чикаго трибюн» отмечает, что реакция американцев на трагедию в Ред-Лейке была значительно сдержанней, чем на убийство в Коломбайне. «Не слышно речей политиков с требованием запретить или ограничить доступ к огнестрельному оружию, – пишет газета, – а люди не говорят, что испытали шок при известии о стрельбе в резервации. Возможно ли, что это объясняется тем, что нынешняя трагедия произошла в глубинке, куда было труднее добраться тележурналистам? Возможно. Но нельзя не признать, что американцы привыкли к подобным эпизодам и стали их воспринимать более спокойно».

«Вашингтон пост», комментируя трагедию в Ред-Лейке, предполагает, что первой реакцией властей станет усиление охраны в школах, но признает, что такими мерами вряд ли удастся предотвратить повторение подобных коллективных убийств. «Не будет ли более правильным повести со школьниками откровенный разговор на эту тему и спросить их, какими способами можно предупредить отчаянный шаг их одноклассника?» – задает вопрос редакция столичной газеты.

XS
SM
MD
LG