Линки доступности

Джазовый клуб. Кассандра Уилсон


Записи, включенные в программу:
“Honey Bee”. Мадди Уотерс
Кассандра Уилсон – акустическая гитара и вокал; Фабрицио Сотти – гитара; Брандон Росс – банджо; Калвин Джонс – бас; Грегори Марет – гармоника; Херлин Райли – ударные и вошборд
“I Can't Stand a Rain”. Пиблс, Брайант и Миллер
“Crazy”. Уилли Нелсон
“Round Midnight”. Телониус Монк
Джей Уидман – рояль; Кевин Брюс Харрис – бас; Марк Джонсон – ударные

Сегодня я представляю вам победительницу 52-го ежегодного опроса критиков, проводимого журналом «Даунбит», в категории лучшая джазовая вокалистка года.

Последний диск Кассандры Уилсон, в который вошел блюз легендарного Мадди Уотерса «Пчела» в ее интерпретации, называется “Glaumoured”. На гальском наречии это означает – околдованный, приведенный в экстаз, зачарованный. В одном из интервью Уилсон, отвечая на вопрос, какой смысл она сама вкладывает в это название, упомянула один из концертов Нины Симон, в репертуаре которой была песня “I Put a Spell On You” – «Я околдовал, очаровал тебя».

«Чтобы включить в свой репертуар какую-либо песню, я должна сначала попасть под ее чары, быть ею околдованной», - говорит певица.

Эта околдованность, влюбленность в песню и способность передать ее магию слушателям – безусловно, одно из самых сильных качеств дарования Уилсон. В самом ее низком, хрипловатом голосе, есть что-то колдовское и завораживающее. Не зря так часто слушатели, делясь впечатлениям от ее выступлений, говорят о том, что Кассандра обладает гипнотической силой, заставляет забывать обо всем на свете. Отдаваясь целиком музыке и почти впадая в транс, она завораживает слушателей, и, если хотите, «обольщает».

Кассандру часто сравнивают с Сарой Воон и Бетти Картер –
подобно им, она способна к переосмыслению знакомых мелодий и виртуознейшим импровизациям вокруг них. Но, в общем-то, это необходимое условие, чтобы быть причисленным к мастерам джазового вокала. Одни выполняют его более совершенно, другие – менее.

Уилсон отличает от других смелое введение в джазовую структуру откровенно не джазового материала. В исполнении композиций, сочиненных другими, Кассандра признана не только как виртуозная исполнительница, но и как композитор, она до такой степени приспосабливает их к своим данным и к своей концепции, что создается полное ощущение, что она и есть их автор.

Песня Пиблса, Брайанта и Миллера «Я не выношу дождя», например, ассоциируется обычно с исполнителями жанра «соул».

Эта практику переосмысления и присвоения материала, который, казалось бы, по определению принадлежит другим жанрам, наиболее ярко продемонстрирован Кассандрой в песне Уилли Нелсона “Crazy”, впервые исполненной Пэтси Клайн и ставшей ее музыкальной визитной карточкой. Именно ее исполнение стало для Кассандры, по ее собственным словам, отправной точкой в интерпретации песни.

«Я слушала ее снова и снова, с тем чтобы погрузиться в самую суть ее эмоционального прочтения песни, - говорит Кассандра Уилсон. - И только тогда, по ассоциации, из глубин моего подсознания ко мне пришли воспоминания о своем собственном жизненном опыте, который дал мне возможность сделать песню своей. Музыка всегда замешана на эмоциях. Часто говорят о том, что я чуть ли не зациклена на технической стороне дела. Но на самом деле, техника – это всего лишь подспорье для того, чтобы суметь выразить то, что у тебя на душе».

«Я встретил Кассандру в Нью-Йорке, где оба мы вращались в кругах черных рок-музыкантов, устоявших перед напором коммерческой волны. Когда я услышал ее, я подумал: что за уникальный инструмент, этот ее необычный колдовской голос, и какой совершенный слух!», - рассказывает Грэг Стрит, с которым Кассандра позднее записала на фирме «Блю ноут» диск “Blue Light Till Dawn” – «Голубое свечение до рассвета». Замечу, что диск этот, в котором нашли отражение юношеские увлечения Кассандры, значительно расширил ее аудиторию.

«Я всегда была убеждена в том, что можно оставаться верным своим творческим убеждениям и, в то же время, находить отклик у массовой аудитории, - говорит Кассандра Уилсон. - Другое дело, как этого добиться… Мне кажется, что порой мне это удается. Музыка, которую я слышала в детстве, - продолжает певица, родившаяся на родине блюзов, в городе Джексон, в штате Миссисипи, - была на редкость разнообразна. Разумеется, звучал и джаз («разумеется», потому что отец Кассандры – джазовый гитарист). Но по-настоящему я осознала, ощутила, до какой степени он пропитал все поры моего существа, много позднее. В юности, по крайней мере, мне так казалось, я «слышала» только Боба Дилана, Нила Янга, Джуди Коллинз и Биттлс – они сопровождали меня повсюду. Интересно, что, начав петь джаз, я вдруг поняла, что мои юношеские пристрастия нисколько моему джазовому статусу не противоречат. Более того, я решила сделать эту музыку частью моего «взрослого» репертуара. Разумеется, в трансформированном виде».

В данный момент я предлагаю вам, однако, «классический» джазовый стандарт в интерпретации Кассандры Уилсон – композицию Телониуса Монка из диска, записанного ею на концерте в Мюнхене в 91 году.

XS
SM
MD
LG