Линки доступности

Инициатива «Открытое государство»


Крупные медийные организации в США убеждены, что после терактов одиннадцатого сентября государство стало информационно более закрытым, и они намерены противостоять этой тенденции.

Общественная инициатива, названная “Sunshine in Government” – «Открытое государство», призвана сделать органы власти – от федеральных до местных - более прозрачными.

Юрисконсульт «Ассошиэйтед пресс» Дэйв Томлин жалуется, что граждане сталкиваются со все большими трудностями, пытаясь получить от властей прежде открытые сведения: «Для демократии подобная закрытость – явление абсолютно нездоровое, и у граждан Америки есть конституционное право, которое мы, как адвокаты, поможет им реализовать, на получение информации о работе органов власти. Теракты одиннадцатого сентября, - сказал далее Томлин, - ошеломили государственные структуры, и, когда им потребовалось быстро приспосабливаться к новым условиям, они явно перегнули палку в смысле секретности. Вот с этим мы и боремся».

В поддержку инициативы “Sunshine in Government”, которую ее авторы начали активно лоббировать в Вашингтоне, два сенатора – республиканец Джон Корнин и демократ Патрик Лейхи – хотят внести законопроект, предусматривающий ускоренный порядок предоставления гражданам запрашиваемой ими у государства информации. Это первая за последнее десятилетие законодательная мера подобного рода.


Сенаторы считают, что открытость институтов власти – это краеугольный камень здоровой демократии: налогоплательщики видят, на что идут их деньги; государство является подотчетным избирателям и правит только с согласия последних.

«Споры о том, где проходит черта, отделяющая открытую информацию от закрытой, в Америке не затихают никогда – и это абсолютно нормально, - замечает адвокат Энди Александр. - Беда лишь в том, что Джон Ашкрофт, министр юстиции в первой администрации Буша-младшего, резко ужесточил доступ граждан к информации личного, коммерческого и официального характера и обязал свое ведомство защищать в суде государственные учреждения от истцов, получивших отказ на свои информационные запросы».

«Раньше полагалось, что информация, хранящаяся у государства, открыта, если только оно не представит убедительнейшие доводы в пользу ее засекречивания, - продолжает Энди Александр. - При Ашкрофте произошла рокировка, и бремя доказательств, что интересующая их информация должна быть открытой, легло на граждан. Общий объем засекреченной информации в результате вырос неимоверно».

Как подчеркивает юрист, это плохо сказывается и на внутренней жизни Америки, и на ее репутации за границей: «Сегодня нарождающиеся демократии по всему миру принимают законы о доступе граждан к государственной информации. Конечно, в одних странах эти законы надлежащим образом не исполняются, в других не исполняются вовсе, но, как бы то ни было, налицо общая тенденция к открытости, в то время как в Америке взят обратный курс».

Энди Александр и его соратники готовы к длительной схватке с государством на информационном поле.

XS
SM
MD
LG