Линки доступности

Министерство внутренней безопасности


Министерство внутренней безопасности, созданное по следам нападений 11 сентября на Нью-Йорк и Вашингтон, сегодня представляет собой громадный разветвленный механизм. Он координирует работу 22 государственных ведомств и подразделений, насчитывающих 180 тысяч штатных сотрудников. Его годовой бюджет превышает 30 миллиардов долларов, а в задачу входит, среди прочего, защита основных инфраструктур Соединенных Штатов, таких как энерго- и водоснабжение, средства связи и транспорт, промышленные объекты и тому подобное.

Можно ли считать, что с созданием министерства безопасность страны улучшилась? С таким вопросом «Голос Америки» обратился к нескольким экспертам.

Директор программы проблем безопасности в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне Майкл Хаймен считает, что за годы, прошедшие со времени создания министерства внутренней безопасности, сокращенно МВБ, ситуация в Америке улучшилась:

«Нет сомнений, что министерству удалось внушить гражданам нашей страны сознание потенциальной опасности, - говорит Хаймен. - МВБ разработало механизм, позволяющий штатным и местным властям координировать действия различных служб в случае новой атаки. Не забудем, что министерство выделяет городам и округам фонды для подготовки к отражению терактов, в том числе с применением химического, биологического или радиологического оружия».

Майкл Хаймен поддерживает критиков, упрекающих министерство в «уравнительном подходе», в результате которого города наибольшего риска, такие как Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анджелес и другие, не получили адекватного финансирования на цели безопасности, в то время как в местах наименьшего риска – например, на лыжных курортах – власти не очень представляют себе, как использовать отпущенные фонды.

Особой похвалы, по мнению Хаймена, заслуживает укрепление границ и пограничного контроля, хотя он и признает, что в этой сфере наблюдалось немало сбоев, в частности – задержки с предоставлением виз, ошибки при контроле пассажиров на въезде в США и так далее. Тем не менее, как считает вашингтонский политолог, разъяснительная и просветительская работа МВБ принесла плоды.

Иные суждения высказывает бывший советник Белого дома по борьбе с терроризмом Ричард Кларк. В статье в недавнем номере журнала «Атлантик» он отмечает, что Америка остается уязвимой для нападений террористов. Среди сценариев возможных атак Кларк приводит взрыв бомбиста-самоубийцы в казино Лас-Вегаса или Атлантик-Сити, одновременный подрыв нескольких зарядов в крупнейших торговых центрах Америки, взрывы в метро, диверсии на ядерных или химических предприятиях, саботаж в лабораториях, где хранятся штаммы опасных болезней, или бескровную кибератаку с целью парализовать финансовую систему Америки.

Комментируя статью Кларка, профессор Университета Джонса-Хопкинса Дэниел Гамильтон замечает, что крупные объекты на территории США после 11 сентября защищены достаточно надежно. Но гарантий от «точечных ударов» нет: «Помните конверты с антраксом, обнаруженные в здании Сената? Содержащихся в них спор хватило бы для убийства сотен тысяч людей. А перенести их можно в крохотном контейнере совершенно незаметно – это ведь не баллистическая ракета с ядерной боеголовкой… Теперь вспомните: наша береговая линия тянется на десятки тысяч миль и уязвима практически на всем своем протяжении. Каждые сутки в США прибывают тысячи большегрузных контейнеров со всех концов света. Их проверка пока оставляет желать лучшего. Список можно продолжить…».

Тем не менее, по мнению Майкла Хаймена, после 11 сентября Америка усвоила главное: к любым предупреждениям, какими бы невероятными они ни казались, следует отнестись серьезно и начать действовать без промедления.

XS
SM
MD
LG