Линки доступности

Редкая специальность: медицинский географ


Слово «географ» ассоциируется с составлением карт или исследованием экзотических стран. Однако сейчас рамки географии существенно расширились…

На свои лекции сотрудник Геологической службы США Ли Де Кола приносит проектор и показывает десятки красочных карт, демонстрирующих распространение в США различных заболеваний, в частности болезни Лайма. Де Кола — медицинский географ. Это весьма редкая профессия: в США насчитывается всего несколько сот подобных специалистов.

«Мои попутчики в самолете, узнав, что я занимаюсь медицинской географией, интересуются: а что это такое? И тогда приходится на примере известной всем карты эпидемии СПИДа на земном шаре рассказывать о том, что когда на карту наносится уровень заболеваемости какой-то болезни, это дает более полное представление о ее распространении».

Хотя медицинская география официально стала профессией всего несколько десятилетий назад, по всей вероятности, ее корни уходят в древние времена. По словам Ли Де Кола, все пошло с клятвы Гиппократа, в которой есть слова «Не навреди»: «Многие явления, которые изучает география, оказали влияние на здоровье человека, в том числе качество воды и воздуха, образ жизни людей в тех или иных регионах, то, как они питаются. Две тысячи лет назад Гиппократ изучал тем же самые явления, о которых мы говорим сегодня».

В середине XIX века британский врач Джон Шоу использовал принципы медицинской географии для определения источника вспышки холеры, вызвавшей крупную эпидемию в Лондоне. «Когда он нанес на карту города места, где жили заболевшие, оказалось, что все они группируются в районе одной и той же водоразборной колонки, — рассказывает Ли Де Кола. — Это позволило врачам сделать вывод, что вода из нее стала источником распространения холерного вибриона. Джон Шоу фактически создал то, что мы сейчас называем географической информационной системой».

В 30-х годах прошлого века группа американских стоматологов из штата Колорадо обнаружила связь между снижением частоты зубного кариеса и потреблением в детстве воды, содержащей высокие уровни фтора. После этого фтор стали добавлять в питьевую воду. С открытия роли фтора в снижении кариеса началось сотрудничество между географами из Геологической службы США под Вашингтоном и врачами из Центра контроля над заболеваемостью в Атланте, штат Джорджия.

«Сотрудничество это действительно растет, хотя и находится на самой начальной стадии, — говорит Ли Де Кола. — В прошлом году я побывал в Центре по контролю над заболеваемостью и понял, что можно не только составлять карты, исходя из данных о заболеваемости, но и действовать наоборот — запрашивать данные аэрофотосъемки, чтобы использовать эту информацию в медицинских целях».

Ли Де Кола и другие специалисты в области медицинской географии совмещают разнообразную социальную, экономическую и природоохранную информацию с данными эпидемиологов о вспышке заболевания: «Мы собираем информацию об определенных типах обращений к врачам, о покупках лекарств и тех или иных необычных явлениях. Сведя все это в единую картину, мы задаемся вопросом: не происходит ли в данном регионе что-то необычное? Быть может, это вспышка заболевания, переносчиками которого являются насекомые, или мы сталкиваемся с последствиями биотеррористической атаки либо утечки нефтепродуктов. Снимки из космоса как бы высвечивают происходящее в различных регионах земного шара и помогают установить, с чем это связано».

По словам Ли Де Кола, в будущем медицинская география станет еще более важной частью исследований эпидемиологов. Число таких специалистов, как он, применяюших аналитические и картографические данные, неуклонно увеличивается.

XS
SM
MD
LG