Буш-Путин: реализм без заглядывания в душу. «Из американо-российских отношений исчезло недавнее притворство, — подчеркивает «Уолл-стрит джорнэл» в редакционной статье о братиславской встрече президентов Буша и Путина. – Предельно откровенная политика наилучшим образом отвечает интересам как Америки, так и России. Путин утверждает, что стремится к сближению своей страны с Западом, и стучится в западные двери. На прошлой неделе Джордж Буш, наконец, высказался о том, какая именно Россия может рассчитывать на вступление в европейский клуб. «Для того чтобы она прогрессировала в качестве европейской державы, российское правительство обязано вновь подтвердить свою приверженность принципам демократии и власти закона», — заявил американский президент».
«Выражение озабоченности по поводу постепенного соскальзывания России к авторитарному правлению само по себе политики не делает, — продолжает газета. — Однако изменение тона является необходимым атрибутом серьезной стратегии при оценке долгосрочных перспектив развития России и прилегающего региона с точки зрения Запада. Любой другой подход, а тем более молчание, не выдерживает критики как в моральном, так и в стратегическом плане и подрывает другие реальные американские цели. Прежняя мягкая политика по отношению к Москве совершенно сбивала с толку миллионы свободолюбивых людей в этом регионе, в России в том числе, не говоря уже об очевидном упреке в лицемерии (если демократия нужна в Египте, то почему не в России?)».
После встречи в Братиславе «Путин уверял, что отступления от демократии быть не может, — говорится далее в статье. — Его заверения воспринимаются с трудом на фоне ликвидации независимых СМИ, политического плюрализма и власти закона. Тем не менее Запад окажет большую услугу как россиянам, так и себе самому, если будет ловить Путина на слове. В частности, необходимо настаивать, чтобы Кремль отменил ограничения на финансирование неправительственных организаций или разрешил открыть независимые телевизионные каналы. Недемократическая экспансионистская Россия с избытком нефтедолларов и властью, сосредоточенной в одних руках, представляет угрозу для всех, и в немалой степени для своих соседей. Такая страна непредсказуема и опасна».
«Одна из главных задач Европы теперь будет заключаться в том, чтобы вновь вернуть Россию на путь цивилизованных норм поведения. Президент Буш, наконец, внес откровенность в свои отношения с российским лидером. Внешнеполитический истэблишмент, возможно, будет шокирован его смелостью, но будущие Сахаровы, Валенсы и Гавелы, безусловно, будут ему благодарны», — пишет в редакционной статье «Уолл-стрит джорнэл».
Ядерная безопасность: человеческий фактор. Договоренности об надежном обеспечении сохранности ядерных материалов, достигнутой в Братиславе, посвящена статья Джеймса Холмса в столичной «Вашингтон таймс». Автор призывает американских и российских руководителей подкрепить ее конкретными действиями, прежде всего в плане подготовки кадров, которым доверена охрана ядерных объектов.
«Американцы имеют обыкновение отделываться от неприятных проблем с помощью денег и техники, — отмечает автор. — Администрация президента Буша и Конгресс обязаны преодолеть эту тенденцию и обратить внимание на человеческий фактор в деле обеспечения безопасности ядерных объектов и материалов».
Джеймс Холмс вносит несколько конкретных предложений с целью повышения бдительности на российских ядерных объектах. «Необходимо не только повысить техническую подготовку руководителей, техников и охраны этих объектов и создать соответствующий климат моральной ответственности и инициативы на случай непредвиденных ситуаций. Вашингтону, со своей стороны, следует обеспечить необходимые для этого материальные ресурсы. России же должна изменить психологию персонала, обслуживающего эти объекты, и для этого ей потребуется американская помощь. Это соответствует интересам обеих стран», — пишет «Вашингтон таймс»
На бывший атомный полигон вход свободный. Ядерную тему продолжает «Нью-Йорк таймс». Корреспондент этой газеты С. Дж. Чиверс побывал на бывшем атомном полигоне в Семипалатинске. Летом 1949 года здесь в обстановке строжайшей секретности была взорвана первая советская атомная бомба. А в следующие годы там же были проведены еще 455 ядерных испытаний.
«Ядерные арсеналы из Казахстана давно вывезены и возвращены в Россию, — говорится в репортаже. — Оставшаяся после атомных испытаний огромная зараженная зона – часть мрачного наследия, доставшегося Казахстану с советских времен. О неразберихе, сохраняющейся во многих уголках бывшего Советского Союза, можно судить хотя бы по тому, что вход на Семипалатинский полигон открыт всем желающим. Всю технику и техническое оборудование после вывоза ядерных материалов разграбили дочиста, включая подземный кабель».
«Насколько опасны подобные визиты, существуют разные мнения. Эксперты говорят, что недолгое посещение в сопровождении гида со счетчиком Гейгера относительно безвредно. Тревожить почву, правда, не рекомендуется. Степень заражения по-прежнему неизвестна, поскольку Россия не оставила Казахстану подробной информации об испытаниях в Семипалатинске», — пишет «Нью-Йорк таймс».
Беслан полгода спустя. Первого марта исполнилось полгода со времени бесланской трагедии на Северном Кавказе. Газета «Филадельфия инкуайрер» направила в Беслан корреспондента Марка Макдоналда, который рассказывает читателям о своих впечатлениях. Репортаж иллюстрируют два снимка. На одном – заваленный обломками бывший спортивный зал Бесланской школы номер один, в котором террористы держали заложников. «Шесть месяцев спустя все напоминает здесь о страшных событиях прошлой осени», — гласит подпись под снимком. На втором снимке — один из жителей Беслана Роман Хабалаев, к пиджаку которого приколота маленькая фотокарточка его двоюродного брата Давида, который во время бесланских событий помог спасти нескольких школьников. Пережитая Давидом душевная травма толкнула его впоследствии на самоубийство.
Обзор подготовил Лио Стерн.