Линки доступности

Обзор печати от 4 марта 2005 г.


Российская демократия: да, но… «Несмотря на усиление авторитаризма, российские граждане продолжают пользоваться многими демократическими свободами. США должны считаться с этим обстоятельством в своей политике по отношению к России»: таков основной смысл редакционной статьи в газете «Крисчен сайенс монитор». «В последние десять дней всеобщее внимание было привлечено к тому, что молодая российская демократия дала задний ход, — пишет газета. — Сначала эта тема стала центральной на пресс-конференции президентов Буша и Путина в Братиславе. В понедельник критику Буша дополнил государственный департамент в своем отчете о положении в области прав человека в России. Осуществленная президентом Путиным перемена курса опасна и вызывает беспокойство. Но, как обычно, много внимания уделяется одной стороне проблемы, а другие остаются вне поля зрения».

«Да, в России ограничиваются определенные свободы, — говорится далее в статье. — Но самое время напомнить, что многие другие свободы сохраняются. Государство в общем продолжает уважать свободу вероисповедания, хотя и налагает определенные ограничения, прежде всего на религиозные секты. Это отмечено и в докладе государственного департамента. Россияне в общем могут свободно выезжать из страны и возвращаться в страну. Как свидетельствуют недавние демонстрации против монетизации социальных льгот, россияне пользуются правом выражать несогласие с непопулярными действиями правительства. Да, государство монополизировало новостные телевизионные каналы. Однако в прессе по-прежнему публикуются материалы с критикой властей. Независимые социологические службы по-прежнему имеют возможность проводить опросы общественного мнения. Вряд ли их отчеты, свидетельствующие о падении рейтинга Путина, приходятся по душе хозяину Кремля».

Упоминается в статье и о недавней пресс-конференции Михаила Касьянова. Бывший премьер во всеуслышание заявил, что политика Путина ведет Россию по ошибочному пути. «В каком направлении двигается Россия – неясно, и в этом все дело. Путин уверяет, что возврата к тоталитаризму быть не может, да и вряд ли российские граждане смирились бы с этим. Запад надеялся, что в России привьются европейские демократические стандарты. Однако, учитывая геополитическое положение России, не исключен и сингапурский вариант: свободный капитализм при жестком политическом контроле. В любом случае и президенту Бушу, и тем конгрессменам, которые призывают к исключению России из «Большой восьмерки», следует действовать с учетом всех аспектов сложной российской действительности», — пишет «Крисчен сайенс монитор».

Наследники Путина или еще раз Путин? Не прошла мимо выступления бывшего премьера Михаила Касьянова и «Вашингтон пост». Московский корреспондент газеты Питер Финн отмечает, что осуждение Касьяновым «ошибочного курса» нынешнего кремлевского руководства прозвучала в русле дискуссий о возможном преемнике Путина. «Заявление Касьянова немедленно привлекло самое пристальное внимание в политических кругах Москвы, в которых модны теории заговоров, — говорится в корреспонденции. — Одни аналитики полагают, что Касьянов выражает интересы большого бизнеса и может стать своеобразным «российским Ющенко». Другие считают, что Касьянов — чуть ли не «подставное лицо» Кремля, который использует его с целью внести раскол в оппозицию. Третьи убеждены, что смелая выступление Касьянова представляет собой попытку упредить намерение властей привлечь бывшего премьера к уголовной ответственности по обвинению в коррупции. Появились на этой неделе и другие «кандидаты» на пост президента – бывший спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев и ультранационалист Владимир Жириновский».

«Все это происходит на фоне падения рейтинга президента Путина: последние шесть месяцев были самыми провальными за все время его президентства. Его рейтинг упал до сорока двух процентов. Пока неясно, — пишет корреспондент, — назначит ли Кремль преемника Путина или же сам Путин останется у власти на третий срок, для чего будут внесены изменения в конституцию. В российских СМИ появилась информация о том, что некая рабочая группа тайно изучает различные варианты, в том числе и возможность появления совершенно новой Конституции. В случае ее принятия третий путинский срок будет считаться первым. В эту группу входят близкие к Кремлю политтехнологи.

«Вашингтон пост» обращает внимание и на заявление председателя Совета Федерации Сергея Миронова о том, что «определенные обстоятельства» могут заставить пойти на изменение Конституции. В качестве одного из них он назвал «реальную угрозу фашистского путча в России».

Кремленологи снова в почете. В советские времена о том, что происходит в кремлевском руководстве, иностранцы могли только догадываться. Западных журналистов и политологов, пытавшихся определить это, называли «кремленологами». Свои наблюдения они строили на основе того, в каком порядке члены Политбюро выстраивались на трибуне Мавзолея во время парадов и демонстраций на Красной площади. «Те времена миновали, но теперь, похоже, о том, кто есть кто в сегодняшнем Кремле, все чаще можно судить по тому, кто занимает место рядом с Путиным», — пишет газета «Файнэншл таймс» в своем американском издании.

«Решения сегодня принимают в России не министры и не «карманный» парламент, а узкая группа приближенных к Путину силовиков. Они пришли к власти вместе с ним, и их связывает с Путиным кагебистское прошлое. Второй по влиянию фигурой после Путина аналитики называют Игоря Сечина. Следующие наиболее влиятельные лица – Виктор Иванов и Владислав Сурков. Примечательно, что все они одновременно возглавляют крупнейшие российские компании. Сечин – председатель совета директоров «Роснефти». Иванов возглавляет «Аэрофлот» и одновременно ракетную компанию «Алмаз-Антей». Сурков — генеральный директор компании «Транснефтепродукт», — пишет «Файнэншл таймс».

Обзор подготовил Лио Стерн.

XS
SM
MD
LG