Линки доступности

Борьба со СПИДом в России


Интерактивные передачи «Говорите с Америкой» с участием приглашенных экспертов и радиослушателей выходят в эфир с понедельника по пятницу в 21 час по московскому времени. Вы можете также слушать их в записи на нашем сайте после выхода в эфир.

Участники программы:

Анна Мошкова, куратор Международной программы снижения вреда Института «Открытое общество» в Нью-Йорке

Алик Хачатрян, директор региональной программы Российской Федерации организации «Трансатлантические партнеры против СПИДа»

Анна Саранг, координатор Сети снижения вреда в Центральной и Восточной Европе

Ведет передачу Инна Дубинская

Тридцать девять миллионов жителей нашей планеты заражены вирусом ВИЧ. Ежедневно СПИД уносит жизни восьми с половиной тысяч людей. По данным организации «Трансатлантические партнеры против СПИДа», в странах Восточной Европы и Центральной Азии наблюдаются одни из самых высоких темпов развития эпидемии в мире. Количество людей, живущих с вирусом иммунодефицита человека, выросло с 980 тысяч в 2001 году до 1,3 миллиона в 2003-м, то есть почти на 50% в течение двух лет. По данным UNAIDS, эпидемия продолжает развиваться в регионе в основном среди молодых людей до 30 лет: четверо из пяти носителей вируса - молодежь.

Какие шаги предпринимаются для того, чтобы остановить эпидемию СПИДа? В чем причина такого быстрого роста заболевания в странах постсоветского пространства? Какова роль правительственных и неправительственных организаций в борьбе с эпидемией?

«Голос Америки»: Двадцать второго ноября лидеры стран-участников саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Чили, среди которых была и Россия, подписали Сантъягскую декларацию, которая включает в себя инициативу «Борьба со СПИДом в регионе АТЭС», тем самым взяв на себя политическое обязательство совместными усилиями бороться с дальнейшим распространением СПИДа. В чем значение и важность этого шага в борьбе с эпидемией СПИДа?

Анна Мошкова: Я думаю, что это просто еще одно соглашение из цепи многочисленных международных договоров и рекомендаций, которые были приняты за последние пять лет, но которые не изменили ситуацию, связанную с распространением ВИЧ/СПИДа в России.

Алик Хачатрян: Эту инициативу можно только приветствовать: она способствует укреплению политической воли в России, направленной на борьбу с ВИЧ/СПИДом. Хотелось бы, чтобы проблемы, связанные с ВИЧ/СПИДом, решались более активно, быстро и решительно.

Анна Саранг: К сожалению, подписание соглашений и договоров не является гарантией того, что Россия будет принимать решительные действия в борьбе с ВИЧ/СПИДом. Очень много пунктов международных деклараций о ВИЧ/СПИДе Россией до сих пор не выполнено. Г.А.: В странах Восточной Европы и Центральной Азии наблюдаются одни из самых высоких темпов развития эпидемии в мире. Почему вирус распространяется в этих странах быстрее, чем в любом другом регионе мира?

А.С.: В нашем регионе стремительное распространение ВИЧ-инфекции связано с проблемой инъекционного употребления наркотиков и использования чужих инфицированных шприцев. Распространение ВИЧ-инфекции таким путем происходит очень быстро: за год эпидемия может охватить до 80% популяции потребителей наркотиков. В России проживает 3-4 миллиона инъекционных потребителей наркотиков, и в ряде городов такое стремительное распространение эпидемии уже произошло.

Г.А.: Ежегодно правительство России тратит лишь 5 миллионов долларов на ВИЧ/СПИД. Такой суммы явно недостаточно. Что нужно для того, чтобы изменить политику российского правительства по отношению к проблеме СПИДа?

А.Х.: Проблема федерального финансирования, безусловно, существует. От международных организаций поступает около 13 миллионов долларов, вкладывают средства в лечение больных и региональные власти. Большая проблема состоит в неразвитости инфраструктуры, и решить эту проблему одними деньгами нельзя.

<Звонок из Ленинградской области>: В России растет число ВИЧ-инфицированных, заразившихся половым путем. Связано ли это с программами сексуального обучения, преподаваемыми в школах? Не пропагандируют ли они свободную любовь?

А.М.: У специалистов уже есть огромный опыт, показывающий, что подобные рассуждения ложны, что сексуальное образование в школах необходимо и не ведет к распущенности и снижению морали. Но такое обучение нужно проводить с учетом культурной специфики каждой отдельной страны. Существует масса исследований, которые показывают, что образование и знания не ведут к определенным моделям поведения. Для того, чтобы человек сделал правильный выбор, он должен обладать полным спектром информации. В России же молодые люди, вступающие в половой контакт, не знают, как предохраниться от болезней, передаваемых половым путем, и это совершенно неприемлемо.

Г.А.: В настоящее время средства массовой информации России, Украины и стран СНГ проводят кампанию по поднятию уровня информированности населения о проблемах ВИЧ/СПИДа. Какую роль могут сыграть СМИ в борьбе с эпидемией?

А.Х.: Кампания заключается в производстве и размещении информационной рекламы о СПИДе. Задействованы такие компании, как «Газпром-медиа», «Проф-медиа», газета «Известия», телеканалы НТВ, СТС и многие другие. Программа рассчитана на несколько лет. Проблема передачи ВИЧ половым путем очень актуальна: этот путь во многих регионах превышает другие пути на 50%, что говорит о том, что большое количество людей не имеет информации об индивидуальной профилактике и защите. В этом плане роль медиа невозможно переоценить, так как это как раз те люди, та молодежь, которая смотрит телевизор, читает газеты, слушает радио и пользуется интернетом.

Г.А.: Как сами ВИЧ-инфицированные относятся к этой медиа-кампании? Не опасаются ли они, что это может настроить население против них? Ведь стигма в обществе уже существует.

А.С.: Сейчас появляется большое количество ВИЧ-инфицированных, которые с открытым лицом принимают активное участие в решении проблем ВИЧ/СПИДа. В России основная проблема для этих людей - доступ к антиретровирусному лечению. По оценкам ВОЗ, более 50 тысяч человек в России нуждается в таком лечении, а получают ее только 2%. Люди, живущие с ВИЧ, понимают, что они должны поднимать свой голос и требовать от правительства решительных мер, таких, как снижение цен на антиретровирусные препараты, регистрация более дешевых генериков, производство антиретровирусных препаратов в России, предоставление терапии, большее внимание профилактике ВИЧ.

<Звонок из Кривого Рога>: В некоторых странах стремление защитить граждан от СПИДа привело к принятию законов об изоляции больных СПИДом, их нередко увольняют с работы, лишают страховки. Насколько это правомерно с моральной точки зрения?

А.С.: Особенно в России отношение общества к ВИЧ-инфицированным достаточно настороженное. Это связано с тем, что оно не осведомлено о том, как передается СПИД. Известно, что СПИД не передается через рукопожатие, воздушно-капельным путем. Изоляция ВИЧ-инфицированных не только неэтична, но и неэффективна. Кроме того, пришлось бы изолировать 1% страны, что абсурдно с моральной, этической и эпидемиологической точек зрения.

<Звонок из Кривого Рога>: Если в крови обнаружено наличие антител к вирусу ВИЧ, застрахован ли такой человек от заражения?

А.С.: Напротив, это говорит о том, что у человека возможно в крови присутствие вируса ВИЧ, и он имеет ВИЧ-положительный статус.

<Звонок из Орла>: Расскажите, пожалуйста, о детях, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

А.М.: Существуют модели предотвращения передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку: препараты, принимаемые во время беременности, и методы самих родов. Эти простые и недорогие процедуры дают 95%-ю гарантию того, что ребенок не заразится от матери. В России же такую практику имеет очень небольшое число клиник.

А.Х.: Такая практика применяется в России в клинике в Усть-Ижоре. Проблема в том, что многие беременные женщины-носители ВИЧ не знают о своем статусе или не имеют доступа к медицинским услугам, а зачастую и боятся обращаться к врачу. Этот вид профилактики эффективен лишь в том случае, если женщина сама встает на учет и наблюдается у врача. Но существуют так называемые клиники дружественной молодежи и низкопороговые клиники, куда можно прийти, не боясь стигматизации.

XS
SM
MD
LG