Линки доступности

Донбасс: война телевышек и смыслов


Как на востоке Украины конкурируют украинское и российское телерадиовещание

С первых дней войны на востоке Украины там развернулась и не прекращается по сей день борьба за умы населения. Война с «чужими» телеканалами и многочисленными радиостанциями сторон не прекращается ни на день. Идет борьба телевышек за качественный телесигнал, одни и те же частоты как правило заняты двумя разными радиостанциями с противоположными информационными векторами, и кого слышно или нет – определяется рельефом местности, наличием в нужном месте передатчика и никогда – его мощностью. Для того, чтобы помешать чужому сигналу хватает передатчика мощностью даже в 10% от «вражеского».

Украине подконтрольны 2/3 территории Донецкой области, но область разорвана захватом логистического центра всех шоссейных и железнодорожных дорог – Донецка. Поездка через села по местным дорогам в объезд Донецка из Краматорска до Мариуполя, с севера на юг области сейчас занимает 5 часов (280 км). И от Константиновки до Селидова, от Курахово вплоть до середины трассы между Волновахой и Мариуполем можно уверенно принимать в машине какое-нибудь «Радио Республика», совмещенное с ретрансляцией российского «ВестиFM», просто «Радио России» или «Радио Комсомольская правда». На 2019 год Петровская телевышка в Донецке ретранслирует сигнал более чем 25 радиостанций из ДНР и России, а есть еще и местные радио, ретранслируемые из Тельманово (юг области) и Тореза.

Самым показательным тут является судьба «Русского радио» – его московская версия ретранслируется в ДНР с местными блоками новостей, украинские вышки в свою очередь транслируют навстречу сигнал лицензионного «Русского радио-Украина».

Бойцы ВСУ, бывает, тоже смотрят Киселева и Соловьева

Во всех украинских городах вокруг неподконтрольной территории на домашние антенны идет уверенный прием телеканалов ДНР и России. На позициях украинской армии под Донецком и Авдеевкой часто «вражеские» телеканалы – единственные уверенно принимаемые даже на простую проволоку вместо антенны. Причем это еще больше касается запитываемых от генераторов и проходящих рядом ЛЭП телевизоров украинских солдат в блиндажах по всей линии фронта.

В Луганской области похожая ситуация, ретранслируемые из ЛНР «Радио Победа» или «Казачье радио» вполне уверенно принимаются в районе подконтрольного правительству города Золотое и вокруг него.

Особенности географии Донбасса просты: Донецк – это самая высокая и центральная часть региона, и именно в Петровском районе города была в советское время построена главная и самая высокая телевышка. Петровская телевышка, ее дочерние подразделения в тех же Ровеньках (Луганская область) – до сих пор техническая основа доминирования теле и радиосигнала с неподконтрольных Украине территорий во всем регионе.

Мало того, в 2014 году во время боев вокруг Славянска артиллерийским огнем была повалена телевышка на горе Карачун. И осень 2014 года Донбасс встречал не только в условиях доминирования российского телесигнала в регионе, но и без твердого приема украинских телеканалов на севере Донецкой и Луганской областей.

Чем ответила Украина? Во-первых, восстановлением вышки на горе Карачун –это, правда, случилось только 5 декабря 2016 года, более чем через два года после разрушения. Во-вторых, установили телевизионную вышку в селе Бахмутовка Луганской области (22 августа 2017 года) и, что важнее всего, всего в 20 километрах от Донецка прямо напротив Петровской телевышки установили 1 октября 2018 года в городе Горняк свою – высотой 190 метров. До этого ближайшей телевышкой напротив Донецка был маломощный ретранслятор в городе Покровск, и весь ближний тыл группировки ВСУ между Марьинкой и Волновахой смотрел тогда в основном “Россию -24” и «Первый республиканский» канал ДНР. Еще один мощный передатчик с вышкой смонтировали в Волновахе. И после того как в 2019 году завершится строительство еще одной телевышки в Луганской области в городе Попасная, территория ЛДНР окажется окруженной ретрансляторами украинского радио и телевидения со всех сторон.

«Мы делаем примерно то же самое, что делает Россия в Крыму – они в ответ на нашу вышку на Чонгаре поставили напротив в 20 километрах такую же, – поясняет Русской службе “Голоса Америки” член Национальной рады по вопросам телевидения и радиовещания Украины Сергей Костинский. – Для чего? Да мы просто насыщаем украинским телерадиовещанием неподконтрольные территории. Хочу сказать, что наша работа вполне успешна – потому что сейчас по количеству радиостанций, телеканалов, выданных для создания сетей частот, ни одна область Украины не может конкурировать с Донецкой и Луганской! Туда приходит частно-государственное партнёрство, медиабизнес, который может не ожидает доходов от этих вложений, но все равно считает это правильной историей, в которой стоит принимать участие».

С 2015 года в Украине существует межведомственная комиссия при министерстве информационной политики Украины по вопросам обеспечения стабильного функционирования системы национального телевидения и радиовещания, в состав

которого кроме представителей министерства по делам временно оккупированных территорий входят и специалисты министерства обороны. ЛДНР «окружают» не только частные радиостанции и большие телевышки, сеть небольших ретрансляторов вдоль линии фронта помогают поддерживать уверенный прием самой растущей на востоке страны и в Киеве вполне государственной радиостанции – «Армия FM». Ощущение от прослушивания в Донецке передач об опыте использования АГС-30 (автоматический станковый гранатомет) или приветов и писем бойцам ВСУ со всей Украины, трудно передать словами.

«Ключевая проблема состоит в том, что у нас недостаточно средств государственного бюджета на эти цели, поэтому мы занимаемся диверсификацией – где-то привлекаются частные инвестиции, где-то европейские деньги, где-то частичное государственное финансирование, – поясняет Сергей Костинский. – Мы исходим из того, что нужно строить невысокие, до 200 метров, вышки, которые позволяют нам эффективно покрывать определенную территорию. Россияне контролируют одну доминирующую телевышку с ее подразделениями типа передающего центра в Ровеньках, и за последние пять лет они ничего нового не построили. Мы же ставим свои вышки в тех позициях, где уязвимы. Это можно сравнить со стратегией Украины по постройке москитного флота – чтобы противостоять чужим большим объектам, мы строим свои небольшие, но много!»

В самопровозглашенных республиках Донбасса тоже есть свои «межведомственные комиссии».

Как рассказывают источники Русской службы «Голоса Америки», на Межведомственной комиссии в декабре 2018 года, кроме министерства культуры ДНР, с проектом ремонта и реконструкции здания Донецкого цирка было министерство связи со своим проектом строительства передатчиков – глушилок украинского сигнала. Для глушения сигнала в наше время не ставят классических советских «глушилок», достаточно ретранслятора своего теле и радио сигнала на тех же частотах даже с мощностью в десять раз меньшей «вражеского» – он сделает невозможным качественный прием.

В самопровозглашенной республике все не просто: бюджет гражданский – большой секрет, военный бюджет – вообще вне обсуждения, только общие суммы выплат пенсионерам – цифра открытая, но никто не знает, насколько достоверная.

Вот кроме этих закрытых и полуоткрытых «бюджетов», существует еще и «Межведомственная комиссия», где раз в месяц кураторы и специалисты из России заслушивают министров ДНР с внеочередными проектами и визируют выделение средств из российских внебюджетных фондов на остро необходимые самопровозглашенной республике ремонты и стройки. И один из важных и приоритетных проектов – финансирование вещания на украинские территории и глушение теле и радио сигнала оттуда. В ДНР все решения после принятия сразу жестко претворяются в жизнь. В Украине на прохождение демократических процедур, получение грантов от западных благотворительных фондов и правительств, переговоров с частным бизнесом уходят годы.

«Демократическая система хоть и медленная, но гораздо более устойчивая. В Донецке при прекращении руководства и финансирования со стороны России все рухнет. У нас в случае любых резких перемен система передатчиков и ретрансляции сигнала будет продолжать функционировать, за каждой вышкой и радиостанцией – частный бизнес, он будет продолжать работать в своем режиме» – говорит Сергей Костинский

«По нам сверяет часы весь мир»

На пятом году войны внутренняя ситуация в самопровозглашенных республиках довольно мало освещается, иностранные журналисты массово лишились аккредитаций еще в ходе 2017 года. Между тем что в ДНР, что в ЛНР еще в мае 2014 года объявлено и продолжает действовать военное положение со всеми сопутствующими ему вводными в виде цензуры или жесткого комендантского часа с 23-00 до 5 утра. Кроме того, продолжает действовать и активно применяется принятое в ДНР в августе 2014 года распоряжение «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». Согласно ему, любой гражданин без всякого суда только с разрешения прокурора может быть помещен на 30 суток в СИЗО, один из пунктов распоряжения – «распространение ложной информации».

Правда распространять ее особо и некому. В ДНР закрыли все старые общественно-политические газеты и открыли новые. Через министерство информации, например, финансируется выпуск 15 районных и городских газет с одной общей для всех «районок» информационной полосой, которую тоже делают в министерстве.

Абсолютно все газеты, которые печатаются на территории самопровозглашенной республики, проходят тщательную цензуру. Ее механизм довольно прост и эффективен –все типографии обязаны перед печатью любой газеты сбрасывать ее полосы в электронном виде на специальный сервер Министерства информации ДНР, после чего без одобрения цензора ни одна газета в печать не идет.

Уже в 2014 году было введено лицензирование кабельных операторов и интернет провайдеров. В крупных городах Донбасса большинство населения получает телесигнал через кабельные сети от местных операторов, с 2014 года во всех сетях по приказу вооруженных людей были выключены все украинские каналы, вплоть до футбольных и детских. Провайдеры интернета получили для обязательной блокировки список из сотни «запрещенных» украинских сайтов, который со временем только пополнялся.

Между теми же подконтрольным ДНР Докучаевском и «украинской» Волновахой, такими же Ясиноватой и Авдеевкой, Дебальцево и Светлодарском расстояния по прямой меньше 10 километров, но совершенно разные информационные повестки дня.

В Донецке принят свой особый язык и своя особая реальность. Например, объявление о мотогонках возле Донецкого моря (водохранилище на окраине города) звучит по радио так: «Соревнования состоятся на трассе возле Донецкого моря по дороге по направлению к временно оккупированному украинской армией Мариуполю». «Территории ДНР, временно оккупированные украинской армией» – определение, введенное для 2/3

Донецкой области вне самопровозглашенной республики после отмены «похода на Киев» и провала создания “большой Новороссии” в 2014 году. Существует жесткий запрет на информацию о раненых и убитых, она появляется только в случае необходимости и по ее появлению из официальных источников жители предсказывают военные обострения. На первых полосах и в тренде новостей местные идеологические программы – одно время активно освещались акции приграничного сотрудничества с российскими городами, сейчас обязательны упоминание об участии «граждан с оккупированных Украиной территорий» в любом мероприятии, соревновании, концерте. Это следствие «Гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса», согласно которой люди с «оккупированных территорий» могут получить по предъявлению прописки в паспорте бесплатный билет в театр или подшить бесплатный кардиостимулятор в кардиохирургии главной республиканской больницы.

Нужно признать, что СМИ ДНР и ЛНР со снижением интенсивности военного конфликта смотрят и читают гораздо меньше, население сейчас больше заинтересовано в программах на российских телеканалах, в очередях к бочкам с молоком (разливное молоко дешевле) бабушки в основном обсуждают шоу Соловьева, особенности российского отбора на конкурс «Евровидения» и перипетии российские же сериалов.

Насколько плотно информационно закрыты неподконтрольные Украине территории? Разумеется, не наглухо. «Ты знаешь, у нас самый массовый читатель на сайте из США! Через VPN люди из Луганска газету читают и определяются как «американцы»» –рассказывает корреспонденту Русской службы “Голоса Америки” издатель и главный редактор луганской «Реальной газеты» Андрей Дихтяренко. В 2014 Андрей вынужден был переехать в Киев, но сайт своей газеты с новостями Донбасса и Украины поддерживает и развивает. Говорит, что количество читателей сайта существенно упало – не все освоили пользование VPN.

В свою очередь, на подконтрольной Украине территории Донбасса, как и во всей остальной стране, с мая 2017 года ограничена ретрансляция российских телеканалов и закрыт доступ к российским же сервисам Яндекса, mail.ru, социальным сетям «ВКонтакте» и «Одноклассники». И их тоже смотрят с помощью VPN только самые активные. Украинская аудитория «Вконтакте» после введения санкций упала на 61%, аудитория сети «Однокласники» – на 64%.

XS
SM
MD
LG