Линки доступности

Петербуржцы вспоминают о сопротивлении путчистам


Борис Ельцин (впереди слева). Москва. 19 августа 1991 г.
Борис Ельцин (впереди слева). Москва. 19 августа 1991 г.

Ветераны демократического движения делятся мыслями о том, как август 1991 года изменил страну.

В Санкт-Петербурге в помещении Интерьерного театра прошла встреча защитников городского парламента в августе 1991 года. После объявления в стране чрезвычайного положения в городе на Неве было объявлено о формировании местного филиала ГКЧП под руководством командующего Ленинградским военным округом генерал-полковника Виктора Самсонова.

Немедленно на городском телеканале была введена цензура, вещание коммерческих радиостанций было отключено, единственная городская газета, поступавшая в розницу по понедельникам – «Вечерний Ленинград» –вышла с белыми пятнами на первой полосе, поскольку цензурой в последний момент были изъяты материалы с обращениями президента России Бориса Ельцина.

Жители города стали стихийно подтягиваться к Исаакиевской площади, где в здании Мариинского дворца находится Ленсовет. Народные избранники, срочно прервав отпуска, вернулись в городе и начали готовиться к отражению возможной армейской атаки. Днем 20 августа на Дворцовой площади состоялся стотысячный митинг протеста против ГКЧП. А в ночь на 21 августа на подступах к Мариинскому дворцу возникли стихийные баррикады. Утром стало известно, что танки, шедшие в город из Пскова, повернули обратно.

«Общественное мнение было на нашей стороне»

Об этих событиях и о своем участии в них и делились воспоминаниями участники встречи в Интерьерном театре, инициатором которой выступило местное отделение партии «Яблоко». Ведущим был единственный представитель власти – депутат Городского законодательного собрания Борис Вишневский. Он отметил: «Если бы в августе 91-го не было бы кое-что сделано, было бы еще хуже».

Приехавший из Москвы журналист Павел Гутионтов начал с того, что если бы события 25-летней давности повторились сейчас, на защиту Белого дома «собралось бы не намного больше народу, чем сейчас в этом зале».

Общий настрой его выступления был неутешительным: «Нас, демократов, не слушают, но мы говорим плохо, и сказать нам нечего. Все прошедшие годы мы сводили счеты друг с другом, вместо того, чтобы разбираться с прошлым страны, заниматься настоящим и строить будущее», – констатировал он.

По словам Гутионтова, есть «небольшая надежда на то, что 18 сентября в двух-трех городах будут избраны депутатами несколько человек, которые не боятся говорить правду». Сказав это, журналист подвел итог: «Нам нужно начинать все с самого начала, и приниматься за дело прямо сейчас».

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Павел Гутионтов отметил, что четыре августовских дня 1991 года имеют большое значение для дальнейшего развития России: «Я могу себе представить, что было бы, если бы эти “замечательные” люди (члены ГКЧП – А.П.) победили бы. Неважно – на одну неделю, или на несколько лет, несколько десятилетий и так далее.

Конечно, в конце восьмидесятых – начале девяностых было принципиально другое время, мы были на подъеме, общественное мнение и люди были на нашей стороне и верили нам. Когда по телевизору шла трансляция съездов народных депутатов, улицы вымирали, все спешили посмотреть и даже записать – как кто выступил. Депутаты были самыми известными людьми», –делился воспоминаниями Павел Гутионтов.

«Была убежденность в правоте нашего дела»

О том, что период общественного подъема не может длиться долго, говорил и председатель петербургского отделения партии «Яблоко» Михаил Амосов.

«За каждым прорывом следует откат. Что нам делать? Создавать институты гражданского общества, способные влиять на политику и участвовать в выборах, чтобы с каждым разом они становились честнее, прозрачнее – считает Михаил Амосов. И чтобы привнести в выступление долю оптимизма, припомнил известную поговорку о наполовину пустом стакане: – Я предлагаю на все произошедшее смотреть как на то, что стакан все еще наполовину полон. И нам нужно стараться, может быть не так быстро, как хотелось бы, все-таки, наполнять его».

Член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Юрий Вдовин в начале 90-х возглавлял комиссию городского совета по гласности и средствам массовой информации. В разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» он рассказал: «В те дни я делал все, чтобы средства массовой информации могли донести до аудитории и позицию президента Ельцина, и отношение демократически ориентированной части общества на происходящие события.

Телефонная связь у нас в Мариинском дворце была оборвана, и нам пришлось ехать на какую-то железнодорожную станцию, звонить оттуда в Москву и, поскольку диктофонов не было, под диктовку записывать обращение Ельцина к народу. Потом везли текст в Мариинский дворец, распечатывали листовки», – вспоминает бывший депутат Ленсовета.

Активное участие в противостоянии ГКЧП, по словам Вдовина, придавало ему храбрости: «Как говорится, на миру и смерть красна. Мне не было страшно, потому что я видел, что все мои друзья и коллеги рядом со мной, что они держатся. Хотя, конечно, было ощущение сильной усталости, и о многих своих действиях тогда я вспоминал по прошествии времени. Но был огромный эмоциональный подъем и абсолютная убежденность в правоте того, что мы все делали», - подчеркнул собеседник «Голоса Америки».

Перекрыть дорогу “Нерону”

Сейчас Юрий Вдовин преподает журналистику в одном из петербургских вузов, и с грустью отмечает, что многие его студенты не понимают принципиальной разницы между информацией и пропагандой. А, поскольку этого не понимает и большая часть аудитории федеральных телеканалов, то, по мнению Вдовина, результатом пропаганды следует считать 86%-ный уровень поддержки всех действий российского президента.

Подводя итог встречи, Борис Вишневский процитировал несколько строк из стихотворения Александра Городницкого «Не разбирай баррикады у Белого дома», написанного в феврале 1992 года:

«Вязнут в ушах о недавнем геройстве былины.

Всем наплевать на смешную твою оборону.

Вслед за игрушечным заговором Катилины

Цезарь идет, открывая дорогу Нерону».

«Так вот, наша задача – дорогу “Нерону” перекрыть. И пусть говорят, что это невозможно, но кто в девяностом году мог предвидеть, что будет происходить в августе девяносто первого?», - продолжил депутат Городского Законодательного собрания от фракции «Яблоко» Борис Вишневский. И заключил: «Без свободы и демократии жить нельзя!».

XS
SM
MD
LG