Линки доступности

Ускорение борьбы с «Исламским государством»: «плюсы» и «минусы»


Глобальная стратегия уничтожения террористов ИГ обсуждалась в Риме

На совещании коалиции против так называемого «Исламского государства» («ИГ»), состоявшейся на этой неделе в Риме, госсекретарь США Джон Керри заявил, что в настоящее время главная задача коалиции состоит в продвижении стратегии, которая бы не дала боевикам возможности перегруппироваться, бежать или спрятаться.

По мнению аналитика из Центра стратегических исследований в Национальном институте обороны Дэвида Дероше, интенсификация военной кампании против «ИГ» является ключевым фактором успеха услилий, направленных против расширения глобальных амбиций «Даеш». Во-первых, отмечает он, физическое подавление «Даеш» подорвет убедительность заявлений движения о том, что оно постоянно растет.

«Каждый последующий успех любого военизированного движения зависит от предыдущего, и, если мы купируем и подавим «ИГ», люди отвернутся от «испорченного бренда», – отмечает эксперт.

После «ИГ»

Бывший директор Центра по борьбе с терроризмом в Госдепартаменте США Альберто Фернандес, подчеркивает, что глобальная стратегия должна учитывать последствия расширения военной кампании против «Исламского государства» в Сирии:

«Встает вопрос о том, что произойдет после ликвидации «Даеш», кто получит дивиденты от этой борьбы, кто придет на их место – я думаю в этом случае о Ливии, которая стала «страной номер два» для вербовки новых членов, если «ИГ» не сможет уже набирать их в Сирии или Ираке».

На прошлой неделе коалиция против «Исламского государства» сообщила об освобождении от боевиков «ИГ» сорока процентов территории, захваченной ими ранее в Ираке, и двадцати процентов – в Сирии.

Еще одной проблемой, которую обсуждали на совещании в Риме, было расширение влияния «ИГ» в Ливии. По мнению Дэвида Дероше, этот фактор должен учитываться в разработке любой стратегии борьбы с «Даеш».

«Продолжающаяся политическая нестабильность в Ливии является реальной проблемой для любой глобальной стратегии по сдерживанию и уничтожению «ИГ», – отмечает эксперт. – Без единого правительства в Ливии возможности для создания эффективной силы, способной бороться с «ИГ» в стране, не существует».

Борьба с истоками экстремизма

Дероше отмечает, что заявления, сделанные в Риме, проигорировали некоторые из главных причин насильственного экстремизма – политическую изоляцию частей населения и плохое управление, распространенное в регионе.

«Необходимо уделить особое внимание проблемам управления, поскольку люди вливаются в ряды «Даеш» из-за ощущения безнадежности и полного отсуствия иных вариантов, – считает эксперт. – Таким образом, неэффективное управление становится магнитом для вербовщиков «ИГ»».

По словам Дероше, именно по этой причине «Исламское государство» смогло заявить о себе Сирии, Ираке и Ливии, оно видит перспективы и в Египте, где жестокое подавление несогласных становится контрпродуктивным фактором в развитии страны.

Эксперт Центра стратегических исследований в Национальном институте обороны США отмечает, что «ИГ» играет «в игру по созданию своих ячеек в других странах» с тем, чтобы иметь возможность заявлять о «расширении халифата». «Даеш» приняла модель расширения за счет уже существующих джихадистских групп – так, например, боевики группировки Ансара Байт аль-Макдиса, базирующейся в Египте, дали клятву верности «Исламскому государству Ирака и Леванта».

Борьба за сердца и умы

На сегодняшний день «ИГ» завербовало тысячи бойцов, используя инструменты пропаганды и социальные медиа.

Идеологический посыл «Даеш» строится на заявлениях об истреблении мусульман и требованиях от тех, кто исповедует ислам, вступить в ряды бойцов, воюющих за установление утопического «халифата».

Обращаясь с мусульманской общине США, президент Барак Обама предупредил об опасностях ложных заявлений экстремистов для молодежи:

«Группы, подобные «ИГ», отчаянно хотят представить себя легитимными. Они пытаются представить себя религиозными лидерами и святыми воинами, защищающими ислам. Я отказываюсь считать их легитимными. Мы никогда не должны давать им такую возможность».

Эксперты отмечают, что глобальная стратегия борьбы с «ИГ» потребует больших усилий от мусульман по всему миру.

«Необходимы мусульмане, глубоко верующие люди, способные хорошо объяснять ситуацию в социальных медиа, люди, способные интеллектуально противостоять риторике экстремистов, – считает бывший американский дипломат Альберто Фернандес. – Нам необходимы профессионалы, которые могут разговаривать с теми, кто подвергся радикализации, и убеждать отказаться от этого пути».

Фернандес отмечает, что в данной ситуации количество имеет значение, и «ИГ» – и само по себе, и с учетом его сетей – пока имеет численное преимущество. Он рекомендует масштабный ответ исламистской пропаганде во всех социальных сетях.

По мнению Фернандеса, «необходимо затопить это пространство материалами тех, кто знает исламские догмы. Нужно понять, что самое сильное послание – это послание от личности к личности».

Однако профессор Дероше отмечает, что сегодня необходимо не только развенчивать ложные заявления «ИГ».

«Те, кто побывал в ее рядах, те, что увидел «ИГ» в реальности и разочаровался – именно они могут стать самыми убедительными голосами в социальных сетях».

XS
SM
MD
LG