Линки доступности

Россия и международные суды: разногласия усиливаются


В Москве оспаривают право международных судебных органов выносить решения, обязательные для российского руководства

МОСКВА – В начале этой недели появились сразу две новости, касающиеся взаимоотношений России с международными судами.

Конституционный суд России, как следует из сведений в его открытой базе данных, зарегистрировал первое обращение Министерства юстиции России о возможности неисполнения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Это обращение касается постановления ЕСПЧ, вынесенного три года назад, в котором говорится о том, что действующий в России и прописанный в Конституции полный запрет для заключенных голосовать на выборах противоречит Европейской конвенции о правах человека.

Напомним, недавно в России был принят закон, оставляющий за национальным Конституционным Судом последнее слово в решении вопроса, выполнимо ли решение ЕСПЧ. Данное обращение Минюста России – первый случай использования этого закона.

Кроме того, российский Минюст заявил 2 февраля, что не станет участвовать в расследовании Международного уголовного суда в Гааге преступлений, совершенных на территории Южной Осетии в 2008 году различными сторонами конфликта. Представители российской юстиции напомнили, что Россия не ратифицировала статут Международного уголовного суда, хотя и подписала его еще в 2000-м году. Это заявление было для многих достаточно неожиданным: в прошлом году российские следователи с трибуналом в Гааге сотрудничали и передавали ему свои материалы по событиям российско-грузинской войны 2008 года.

Таким образом, Москва предприняла практические шаги, означающие, что она не желает сотрудничать с судебными органами на международном уровне, деятельность которых она ранее одобрила или даже обязалась исполнять. Почему российские власти решили пойти по пути препирательств с ЕСПЧ и уголовным судом в Гааге, и к чему это может привести? На эти вопросы Русской службы «Голоса Америки» ответили известные российские юристы.

Кирилл Коротеев: несоблюдение международного права Москве уже не выгодно

Юрист правозащитного центра «Мемориал», специалист по международному праву Кирилл Коротеев напоминает, что Россия не впервые относится негативно к своим обязательствам перед международной юстицией: «Это не первый и, боюсь, не последний раз, когда Россия отказывается в чем-то участвовать или что-то исполнять. Вспомним, например, трибунал по морскому праву и дело «Гринписа» – это 2013 год. Да и вошло в систему в последние годы фактическое неисполнение решений Европейского суда, то есть, исполнялись только те решения, которые не создают никаких серьезных проблем для действующей исполнительной власти».

Эксперт говорит, что в расследовании Международного уголовного суда для Москвы, вероятно, не сразу стало понятно, что изучать будут и действия ее войск: «Если поначалу была, может быть, какая-то надежда у российских властей, что расследовать будут не их действия, а действия грузинских властей в Южной Осетии, то сейчас очевидно, и должно было быть давно очевидно для российских властей, что их действия будут расследовать тоже».

Кирилл Коротеев убежден, что взятая российской властью линия на отказ от сотрудничества с судами в Страсбурге и Гааге удобна для ее внутриполитических маневров: «Мне кажется, просто сейчас российским властям политически удобно говорить, что весь мир ополчился против нас – Страсбург, Гаага, что-нибудь еще и где-нибудь еще, потому что за всеми за ними стоит «кровавый вашингтонский обком». Это удобная для продажи внутри страны версия».

Вот что в интервью «Голосу Америки» юрист «Мемориала» говорит о последствиях невыполнения решения международных судов: «Пренебрегать международным правом уже не выгодно, ведь санкции стали именно последствием нарушений международного права, о чем в России сейчас предпочитают не говорить, и они не выгодны. Но, видимо, Россия начнет понимать, что соблюдение международного права дешевле, чем его нарушение, когда денег не станет совсем, когда Россия лишится последних денег из-за несоблюдения норм международного права. Потому что никто не будет инвестировать в страну с риском того, что эти инвестиции будут изъяты в нарушение международных договоров и требований, допустим, справедливости судебного производства».

Каринна Москаленко: Россия, не выполняя решения ЕСПЧ, ставит под вопрос свое членство в Совете Европы

Известный российский адвокат Каринна Москаленко отмечает, что изначально Россия была готова идти на сотрудничество с международными судебными инстанциями даже в «деле ЮКОСа»: «Россию втянули в Международный постоянный третейский суд в Гааге по «ЮКОСу», и Россия пошла на это, и даже выделила своего арбитра. Таким образом, она выразила доверие этому суду, а сейчас не будет исполнять решение этого суда. Эти риски в свое время российские власти не просчитывали. У них не было такой ситуации как сегодня, когда какого-либо подвоха, удара или наказания можно ждать со всех сторон. Поэтому они на это пошли. Сейчас они, наверное, думают, что они поступили легкомысленно. И поняв, что рассмотрение жалобы по событиям российско-грузинского конфликта может привести к самым разным последствиям, они, наверное, хотят этих последствий избежать, всегда и во всем».

Юрист, в свое время работавший в команде адвокатов Михаила Ходорковского, считает, что российский Конституционный суд, в случае решения о невозможности выполнения обязательств России по Европейской конвенции о правах человека, поставит страну в уникальное положение: «Сколько бы ни спекулировали на теме противоречий, которые возникли, в частности, в Германии и Великобритании по поводу некоторых решений Европейского суда, ни одна страна-член Совета Европы не позволила себе заявить официально и публично в Комитете министров Совета Европы, который отслеживает исполнение решений ЕСПЧ, о намерении государства не исполнять решение Европейского суда, просто потому что это нонсенс. Если мы ратифицировали Конвенцию с обязательными исполнениями решений суда по этой Конвенции, значит, уже готовы к тому, что не может быть неисполнения решений Европейского суда».

«Если вы об этом заявляете, значит вы не собираетесь быть полноценным членом Совета Европы. Поступили так – отзовите тогда свою подпись, признайте, что вы делаете поворот в государстве, который направлен на то, чтобы закон о ратификации Европейской конвенции признать не действующим, вот и все», – говорит Каринна Москаленко.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG