Линки доступности

Тимур Валеев: Фальсификациям на выборах нужно положить конец


Тимур Валеев
Тимур Валеев

Руководитель проекта «Открытые выборы» – о «пенсионерах» во власти и необходимости обновления политических элит

МОСКВА – В наступившем 2016 г. году в России пройдут выборы в Государственную думу. Подготовку к этому событию все заинтересованные стороны, разумеется, начали загодя.

В начале прошлого года общественным движением «Открытая Россия» по инициативе Михаила Ходорковского был запущен проект «Открытые выборы». Цель проекта – наблюдение за всем процессом выборов, предотвращение фальсификаций в единый день голосования (18 сентября).

Как пояснил сам Ходорковский, свою задачу он видит «в представлении обществу альтернативы, в помощи людям, готовым стать этой альтернативой, желающим приобрести для этого политический опыт».

Возглавил проект «Открытые выборы» Тимур Валеев – бывший креативный продюсер телеканала «Москва 24» и холдинга «Москва Медиа». В 2013 году Валеев организовывал и проводил теледебаты кандидатов в мэры столицы. Кроме того, он разработал концепцию информационного сопровождения проекта «Бессмертный полк – Москва».

Русская служба «Голоса Америки» попросила Тимура Валеева подробнее рассказать об «Открытых выборах».

Виктор Васильев: В чем вы видите свою главную задачу и каковы основные принципы вашей работы?

Тимур Валеев: Мы решили действовать открыто, публично, и, на наш взгляд, именно это позволит добиться максимальных результатов. Наша главная задача – попытаться показать, что честные выборы в России возможны. Тем методам фальсификаций и вбросов, которые применяли власти в ходе избирательных кампаний, нужно положить конец.

Последние выборы в стране в очередной раз продемонстрировали, что оппозиционные партии не получают своих законных голосов. Люди приходят и действительно голосуют за оппозиционных кандидатов, но в результате подсчета все переворачивается с ног на голову. Наша задача – в коалиции со всеми службами, агентствами, которые в России уже занимаются мониторингом выборов, наблюдением за выборами – создать структуру, которая позволила бы кандидатам от оппозиционных партий показать тот результат, которого они реально заслуживают. И я думаю, что этот результат будет хорошим, потому что последние события в России говорят: люди готовы голосовать за обновление в самом широком понимании этого слова, за свежие идеи, готовы делать ставку на новых персон, которым доверяют.

В.В.: Насколько реальны перспективы вступить в диалог с властью?

Т.В.: Это возможно. Как нам кажется, власть сейчас оказалась в тупике. У нее налицо кадровый голод, и на верхах, по большому счету, не знают, что делать с этими выборами. Лидеры основных псевдо-оппозиционных фракций (ЛДПР, КПРФ, Справедливой России) сидят в парламенте уже практически по 20 лет, а некоторые больше. Им уже по 70 лет, и по их вине принято огромное количество законов, по сути, направленных против народа. Эти «пенсионеры» не могут вести вперед поколения 35-45-летних людей, которые хотят строить свое будущее. Четыре поколения молодых политиков в России ушли практически в никуда. А ведь выборы нужны для того, чтобы легитимно произвести смену элит, как это делается в любых коммерческих структурах. И вот наша задача сейчас – помочь тем, кто хочет жить в изменившейся стране, бросить вызов сложившемуся положению, изменить статус-кво. «Пенсионеры» не могут управлять дерзкими молодыми людьми, которых хватает в России. Это должны осознавать и власти.

В.В.: Возможно, и должны, но не обязаны. На чем строятся ваши надежды выстроить хоть какие-то взаимоотношения с полпредами Кремля?

Т.В.: У них нет реальных оппонентов, кроме нас. При этом мы обязуемся соблюдать законы, не применяем «черных» технологий, готовы сделать все, чтобы выборы прошли честно и открыто. То есть, с нами можно разговаривать. Для этого нужно только одно – желание. Власть сейчас тоже заявляет, что она готова к честным выборам. Так вот, мы готовы договориться вместе следить за ходом выборов. Теперь дело за доброй волей другой стороны. В противном случае она саморазоблачит себя.

В.В.: Каковы шансы у оппозиционных лидеров пробиться в Думу?

Т.В.: Шанс есть всегда. Но поясню, что мы, «Открытая Россия» и «Открытые выборы», отныне намерены действовать по новой схеме. Мы не станем вступать в тесную коалицию с существующими оппозиционными партиями. Наша задача – выдвинуть независимых кандидатов на одномандатных округах и помочь им. В регионах очень много лидеров различных протестных движений. В Москве, например, активно борются с расширением зоны платных парковок в центре города. Конкретных избирателей волнуют конкретные проблемы. В каждом регионе есть свои острые вопросы, и лидеры, способные возглавить и повести за собой людей, которые борются за свои права, скорее всего, и станут кандидатами в Госдуму. Дальше все будет зависеть уже от их лозунгов и умения работать, предлагать правильные решения, а народ сам решит, за кого стоит голосовать. Вот на этом направлении и нужно сосредоточить усилия.

В.В.: Ранее вы упоминали, что нашли новый метод, который позволит пресекать нарушения на выборах. В чем он?

Т.В.: В России, замечу, довольно хорошо развит институт наблюдения за выборами, но чаще всего все сводится к обычной фиксации нарушений или результатов голосования. Мы нашли метод, который позволит эти нарушения пресекать. Этот метод нами сейчас совершенствуется, и на 90 процентов он уже готов. Я пока не буду раскрывать все его секреты. Потому что иначе власти придумают какой-нибудь новый закон или выпустят очередное постановление, чтобы не дать нам возможности предотвращать нарушения и фальсификации. Но такой метод, повторю, есть, и за несколько дней до голосования, когда власть уже не сможет нам помешать, мы воспользуемся им, чтобы обеспечить честное прохождение выборов.

В.В.: Если суммировать сказанное, то вы с оптимизмом смотрите в наступивший год?

Т.В.: У нас нет выбора. Мы должны смотреть на все только с оптимизмом. Если и мы не будем этого делать, то заведомо проиграем.

XS
SM
MD
LG