Линки доступности

Владимир Путин и ядерная риторика


Кого и зачем пытается запугать президент РФ?

МОСКВА - Президент России Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Министерства обороны страны приказал уничтожать «любые» объекты, угрожающие российским военным в Сирии. Об этом сообщают в пятницу, 11 декабря, российские СМИ.

«Все действия ударной авиации ведутся под прикрытием истребителей. Приказываю действовать предельно жестко. Любые цели, угрожающие российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, подлежат немедленному уничтожению», – цитирует Путина Рейтер.

Вместе с тем он призвал российских военных продолжить координацию своих действий с силами западной коалиции, возглавляемой США, и с Израилем.

На том же мероприятии глава оборонного ведомства Сергей Шойгу подчеркнул, что подавляющая часть (95%) пусковых установок в Ракетных войсках стратегического назначения находится в постоянной готовности, передает Интерфакс. Кроме того, Шойгу проинформировал президента, что «усилилась боевая мощь морских стратегических ядерных сил».

Накануне Владимир Путин во время транслировавшейся по центральным телеканалам страны встречи с министром обороны, на которой обсуждались удары по Сирии российскими ракетами «Калибр» и Х-101 (морского и воздушного базирования, соответственно) отметил, что они могут нести и ядерные боезаряды.

«Это новое, современное и высокоэффективное, теперь мы это понимаем, высокоточное оружие, причем может оснащаться как обычной боеголовкой, так и специальной боеголовкой, то есть с ядерным наполнением», – в частности, сказал он.

Затем Путин уточнил, что «в борьбе с террористами этого ничего не нужно» и выразил надежду, что использование ядерных ударов «никогда и не потребуется».

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты по-разному восприняли эти слова Владимира Путина.

Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников уверен, что они произнесены «совершенно намеренно».

«Это сделано в присущем Путину стилю эпатировать любую публику – как внутреннюю, так и внешнюю, – добавил он. – Внешняя пугается и начинает нервничать. Реакция определенной части внутренней публики тоже вполне предсказуема: какой молодец, восстанавливает наше могущество, опять мы сильнее всех! Поэтому это, конечно сделано специально».

Одновременно Андрей Колесников предполагает, что в реальности применения ядерного оружия, скорее всего, не будет.

«Но то, что он (Путин) любит всех пугать, по своей дворовой привычке, уже переходит все границы и начинает откровенно раздражать, – продолжил эксперт. – А продиктовано это стремлением запугать Запад, эпатировать всех и получить бонусы у внутренней аудитории».

Руководитель общественно-политического движения «Союз Правых Сил» Леонид Гозман, напротив, затруднился сказать, случайно или нарочито Путин упомянул про боеголовки.

«Естественно, этого никто не знает, кроме самого президента, – уточнил он. – Но дело не в этом. Даже если это произошло случайно, значит, такая мысль у него в голове сидит. А если намеренно – значит, тем более сидит».

По мнению Леонида Гозмана, никогда с момента окончания Второй мировой войны мир не был так близок к использование ядерного оружия, как сейчас.

«Возможно, похожая ситуация возникла в момент Карибского кризиса, когда у Хрущева и Кеннеди все-таки хватило ума и ответственности, чтобы выбраться из той ямы, куда могло провалиться все человечество, – допустил он. – Но сегодня все продолжается, по крайней мере, дольше. И ядерное оружие, конечно, прочно сидит в головах наших руководителей».

Владимир Путин не в первый раз использует в своих речах ядерную риторику – ранее он заявлял, что был готов применить ядерное оружие в ходе аннексии Крыма. Летом 2015 года президент России пообещал, что «Ядерные силы РФ пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые противоракетные обороны»

Тогда госсекретарь Джон Керри уже выражал озабоченность Вашингтона. «Недопустимо, чтобы подобного рода заявления звучали из уст лидера мощной державы, и невозможно не быть обеспокоенным их смыслом», заявил тогда глава внешнеполитического ведомства США. В свою очередь генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг обвинил Россию в «бряцании оружием» и назвал планы Кремля «дестабилизирующими и опасными».

По оценке Андрея Колесникова, Путин, безусловно, уже привык к тому, «что переходит красную черту в своей манере разговаривать с миром».

«Мне кажется, что это очень некрасиво, недипломатично, неконструктивно и, в конце концов, просто опасно, если кто-то всерьез воспримет его слова. В любом случае, на имидже России это отразится крайне негативно, на мой взгляд», – резюмировал эксперт Московского центра Карнеги.

Леонид Гозман также уверен, что считать безобидными намеки Владимира Путина никак нельзя.

С точки зрения руководителя движения «Союз Правых Сил», раз уж тема ядерного оружия стала столь часто употребляться в российских верхах, не исключено, что там уже могли уверовать в возможность его использования.

«Примеров подобного «самоубеждения» хватает, – констатировал он. – Чем чаще повторяешь мантру, тем скорее входишь в транс. До того как Владимир Путин впервые публично употребил выражение «пятая колонна» всего два года назад, всерьез про это могли себе позволить сказать лишь маргинальные люди. А теперь в стране мироощущение, что у нас есть пятая колонна, готовая в любой момент ударить в спину России, становится мейнстримом».

Как видится Леониду Гозману, такая же опасность существует и в отношении ядерного оружия.

XS
SM
MD
LG