Линки доступности

Чего добиваются участники митингов в Кишиневе


Проевропейские и пророссийские демонстранты выдвигают сходные требования, но могут договориться друг с другом

В столице Молдовы продолжаются многолюдные акции протеста. Сторонники Социалистической партии и «Нашей партии» – двух политических сил, которые в стране имеют репутацию пророссийских – митингуют перед парламентом, в то время как представители проевропейской Гражданской платформы DA («Достоинство и правда») собрались у здания правительства.

Левые обещали начать сбор подписей за проведение общенационального референдума за внесение поправок в конституцию страны для выборов президента всенародным голосованием. Активисты Платформы DA объявили о формировании «народной гвардии» и о создании по всей стране забастовочных комитетов. Они также требуют отставки властей Молдовы и расследования пропажи миллиарда евро из госбюджета.

Корреспондент «Голоса Америки» пробеседовала с молдавскими политическими экспертами и непосредственными участниками событий.

Проевропейских активистов стало меньше. Пророссийских – не стало больше

Председатель Народной Социалистической партии, декан факультета международных отношений Института международных отношений Республики Молдова Виктор Степанюк отмечает, что нынешними властями страны недовольны не только граждане республики. Свои замечания высказывали представители дипломатического корпуса США и стран Евросоюза. «Особенно после того, как обозначилась кража миллиарда евро из нашей финансовой системы, стало ясно, что на Западе желают изменений в Молдове», – отметил Степанюк в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

Эксперт подчеркивает, что ни один из внешнеполитических центров влияния – ни на Востоке, ни на Западе – не поддерживает открыто ни одну из сторон.

Говоря о действиях протестующих, Степанюк отмечает: «Требования и у социалистов, и у Гражданской платформы DA почти одинаковые: долой правительство, требуем отставки президента и правительства, и так далее». «Хотя, – оговаривается он, – механизмы выполнения этих требований здесь довольно сложные. За шесть месяцев до выборов президента нельзя распустить парламент. А мы в Молдове этот срок преступили». Поэтому левые силы, которые присоединились к массовым протестам сравнительно недавно, со своей программой несколько опоздали, считает лидер Народной Социалистической партии.

Российские СМИ, комментирующие рост протестных настроений в Молдове, утверждают, что энтузиазм местного населения по поводу евроинтеграции идет на спад. Зато число сторонников более тесного сближения с Москвой и даже вступления в Таможенный Союз и ОДКБ, по их словам, растет. В этой связи Виктор Степанюк замечает: «У нас летом проводились социологические исследования, из которых ясно, что идея евроинтеграции теряет своих сторонников. Но, честно говоря, я, как политик с опытом, не очень доверяю опросам, которые говорят, что три-четыре года назад за интеграцию с ЕС в Молдове выступало до 60% населения, а сейчас – лишь около 40%. Тех, кто выступает за евроинтеграцию, действительно стало немного меньше. Но при этом, сторонников сближения с Россией больше не стало».

Рост популярности социалистов и «Нашей партии» Степанюк объясняет не привлекательностью идей вступления в ТС, а тем, что левоцентристы сумели привлечь в свои ряды крепких профессионалов, которым доверяют граждане Молдовы.

Что же касается внешнеполитической направленности, то, по мнению Виктора Степанюка, народ ждет появления крупной центристской силы, проводящей многовекторную политику, сохраняя при этом политику нейтралитета.

Три составные части молдавского общества

Заместитель директора института юридических и политических исследований Академии Наук Молдовы Виктор Жук также не считает, что Москва усилила свои позиции в этой стране. «Молдавское общество, конечно, разочаровано тем, что надежды, связанные с партиями, ориентированными на европейский выбор, оказались меньшими, чем ожидалось сразу после выборов», – признает он. Вместе с тем, по словам эксперта, частичное разочарование в конкретных политиках и партиях не означает «разворота на Восток» и стремления народа страны перейти в зону влияния Кремля. «Наоборот, большинство высказывается за вступление Европейский Союз, но, возможно, уже с другими партиями в парламенте страны», – убежден Виктор Жук.

Аналитик отмечает, что общество Молдовы можно разделить на три части: пророссийскую, проевропейскую и аполитичную. «Именно эта (аполитичная – А.П.) часть определяется со своими предпочтениями на выборах, как правило, в самый последний момент. И результаты партий зачастую зависят от голосов тех, кто колеблется до последней минуты», – поясняет Виктор Жук. И уточняет: «Но я не сказал бы, что в Республике Молдова на данный момент существует сильное движение в пользу вхождения в Таможенный Союз. Тем более что Социалистическая партия не выполнила своих обещаний о полном открытии нашего рынка для Российской Федерации. А разочарование прозападной части нашего населения вызвано не самой идеей евроинтерграции, а партиями, которые заявляли о проевропейской политике, а на самом деле способствовали олигархическому правлению, расхищению бюджета и не проводили нужных стране реформ».

Что же касается увеличившейся активности социалистов и «Нашей партии», то, по мнению аналитика, они стремятся прийти во власть чрез досрочные парламентские выборы. «Но в настоящее время проведение досрочных парламентских выборов невозможно по Конституции, – констатирует Жук. – Поэтому две пророссийские партии решили инициировать отставку президента, справедливо считая, что в нынешних условиях избрать нового главу государства в парламенте не удастся – никто не наберет необходимых трех пятых частей голосов. Поэтому после двух неудачных попыток будут объявлены досрочные парламентские выборы, на которых эти рассчитывают одержать победу и править Республикой Молдова».

Бывший представитель Молдовы в Совете Европы и ООН, а сегодня – независимый политолог Алексей Тулбуре является одним из активистов Гражданской платформы «Достоинство и правда» и участником протестных акций. По его словам, главная задача движения – «смещение нынешней власти, деолигархизация государственных институтов и проведение досрочных выборов».

«Грабеж века» и внешние экономические связи

Алексей Тулбуре отмечает, что в последние дни в центре Кишинева возникли два палаточных лагеря. «Призывы и требования одинаковы – что у одних, что у других. Молдова очень долгое время считалась лидером программы Европейского Союза “Восточное партнерство”. Но, к сожалению, эта программа не достигла своих целей, а лидер программы стал, как мы говорим, “захваченным государством”. Молдова контролируется олигархическими кланами, и сегодня у нее, к сожалению, репутация самой нищей и коррумпированной страны», – констатирует политолог.

В результате легитимность нынешней власти республики, по мнению Тулбуре, очень низка. В этой связи он отмечает, что требование проведения досрочных выборов справедливы и обоснованы. «По причине пропажи миллиарда евро, которую мы называем “грабежом века”, были прекращены все программы внешнего финансирования – Молдова прекратила отношения с Международным валютным фондом, к нам не приходят деньги по линии Европейского Союза, о приостановлении помощи заявили и Соединенные Штаты Америки. Мы были участниками нескольких программ, в том числе – Millenium Challenge Corporation, но сейчас они все приостановлены», – рассказывает собеседник «Голоса Америки».

Добровольную отставку президента Молдовы Николае Тимофти политолог считает маловероятной. «Даже если бы он этого и хотел, он этого не сделает, поскольку не является самостоятельной фигурой – все решения принимает так называемый “совет альянса”, такой внеконституционный орган, который заменяет собой и правительство, и парламент. И конституционные органы слепо выполняют все указания, получаемые от этого совета», – поясняет Тулбуре.

Вместе с тем, отмечает эксперт, усиление давления на власть со стороны общества увеличивается. «В воскресенье протестующие показали, что они легко могут войти – несмотря на кордоны полиции и другие меры предосторожности – в любое здание, прорвав любое оцепление, и Гражданская платформа легко может собирать десятки тысяч в центре Кишинева. То же самое может сделать и левая, пророссийская коалиция», – отмечает Тулбуре, подчеркивая, однако, что, по его мнению, сегодня лидером протестного движения является Гражданская платформа «Достоинство и правда».

Палаточные лагеря не могут объединиться

Главной проблемой и левых сил, и Платформы DA, по мнению Виктора Степанюка, является отсутствие финансирования и ярких политических лидеров. «На данном этапе таких людей нет, но на следующем этапе они вполне могут появиться, – считает председатель Народной Социалистической партии. – Если бы руководители одного протестного ядра, т.е. Платформы DA, и активисты другого ядра, социалистического, нашли возможность объединиться, хотя бы на определенный период времени, их рейтинг в обществе очень сильно вырос бы».

Тем не менее, сегодня протестное движение разделено, и между двумя палаточными лагерями наметилось пропагандистское и идеологическое противостояние. Более того, в обоих лагерях появились провокаторы. «Дело дошло до того, что люди боятся выходить на совместные акции, например, на общие марши из опасения, что в другой команде окажутся провокаторы. В таком состоянии находится сегодня наше общество», – рассказывает Степанюк. – И я, и другие политики в последние недели постоянно призывали и одних, и других к объединению, вели с ними переговоры. Но, к сожалению, наша миссия оказалась в этом смысле не очень успешной, потому что раскол в оппозиции остается».

XS
SM
MD
LG