Линки доступности

Санкционный список: журналисты надеются на разъяснение позиции властей


Санкции в отношении иностранных журналистов вызвали неоднозначную реакцию в Украине

КИЕВ – Независимый профсоюз Украины совместно с Национальным союзом журналистов Украины обратились к президенту Петру Порошенко с призывом разъяснить свою позицию относительно введения санкций против западных журналистов.

Об этом Русской службе «Голоса Америки» 17 сентября рассказал председатель Независимого профсоюза журналистов Юрий Луканов, по итогам публикации списка санкций в отношении 388 физических лиц, включая 41 журналиста и блогера.

Юрий Луканов говорит о том, что на данный момент существуют версии, почему в списке санкций оказались, например, британские журналисты, имена которых позже изъяли из этого списка.

«По неофициальной информации, этих журналистов внесли из-за того, что они нелегально пересекали участок украинско-российской границы, которая контролируется Россией и боевиками. Но в любом случае, если это не касается российских пропагандистов, которые на самом деле существуют, и являются частью государственной российской машины, президент Порошенко должен будет детально прояснить свою позицию», – отмечает Юрий Луканов.

Он напоминает о том, что для нарушителей закона, представителей прессы, существует административная и уголовная ответственность, однако это не повод для внесения их в санкционный список.

«Вся эта история выглядит больше как преувеличение. <…> Нельзя вводить такие санкции против журналистов, так как эти действия выглядят, как будто-то Украина борется со свободой слова», – подчеркивает Юрий Луканов.

Вместе с тем, он призывает «понять Украину», которой приходится бороться не только с внешней агрессией, но и с российской пропагандой, которая «всячески пытается оболгать Украину».

Введение и отмена санкций

Напомним, что значительный общественный резонанс вызвал указ президента Украины, обнародованный вечером 16 сентября, который вводит санкции в отношении 388 физических лиц, среди которых лидеры и боевики из сепаратистских анклавов на востоке Украины и в Крыму, российских политики, а также 34 журналиста и семь блогеров из Болгарии, Эстонии, Германии, Венгрии, Израиля, Казахстана, Латвии, Македонии, Молдовы, Польши, России, Сербии, Словакии, Испании, Швейцарии и Великобритании.

Как сообщает Русская служба «Голоса Америки», 17 сентября президент Украины Петр Порошенко поручил Совету национальной безопасности и обороны исключить журналистов Би-би-си из санкционного списка. Об этом президент Украины сказал послу Великобритании во время вручения верительных грамот, сообщает Русская служба Би-би-си.

В этот же день Совет национальной безопасности и обороны выпустил заявление, в котором говорится «об отмене санкций против европейских журналистов: Чичерова Антона (Великобритания), Уэллс Эммы (Великобритания), Састре Мануэль Ангел (Королевство Испания), Рутц Михаэль (Федеративная Республика Германия), Родригес Антонио Хосе Памплиега (Королевство Испания), Росенберг Стив (Великобритания)».

Введение санкций в отношении журналистов осудили представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, неправительственной организации Комитет защиты журналистов (CPJ). Министр информационной политики Украины Юрий Стець на своей странице в Фейсбуке заявил, что «список представителей СМИ, которые подпадают под санкции, является неоднозначным и требует изменений».

Вместе с тем, на данный момент остается неизвестной методология определения введения санкций в отношении других журналистов.

О тех, кто остался в списке санкций

Один из фигурантов санкционного списка под номером «77» – заместитель руководителя Русской редакции эстонского издания «Postimees» по еженедельнику «День за днем» Марианна Тарасенко.

В телефонном комментарии Русской службе «Голоса Америки» она выражает явное удивление тем фактом, что против нее Украина применила персональные санкции.

«Я желаю Украине мира процветания, независимости в полном смысле этого слова, воссоединения и национального примирения», – говорит Марианна Тарасенко.

На вопрос о том, какой вид ее журналистской деятельности мог послужить основанием для ограничения въезда в Украину, Марианна Тарасенко отмечает, что, вероятно, с весны-лета прошлого года ничего не писала об Украине.

«Я давно ничего не писала об Украине. Последними моими материалами об Украине весной и летом прошлого года были интервью с доверенным лицом Петра Порошенко, который хвалил Петра Порошенко и обещал Украине процветание. А потом у меня было интервью с эстонским дирижером, который вернулся из Киева и был в полном восторге от столицы Украины. Возможно, кому-то не понравилось мое интервью о Петре Порошенко?» – спрашивает Марианна Тарасенко.

В документе, который размещен на сайте президента Украины, говорится, что Марианне Тарасенко будет отказано в предоставлении визы для въезда в страну на основании закона «Про санкции»: «Действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные и/или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности и/или нарушают права и свободы человека и гражданина <…>».

Украинский медиа-эксперт Наталья Лигачева считает недопустимым в демократических странах ограничение журналистской деятельности, позиций СМИ и журналистов, через призму понимания их деятельности государственными органами.

«Возможно, могут быть оправданы какие-то ограничения для журналистов из страны-агрессора, которые проявляют себя, как пропагандисты, но не журналисты. Но включение в этот санкционный список журналистов BBC я считаю совершенно неоправданным. Десятая статья Европейской Конвенции по правам человека говорит о том, что какие-либо ограничения, которые накладываются государствами в сфере свободы слова, должны соответствовать двум условиям – быть необходимыми и достаточными», – говорит Наталья Лигачева Русской службе «Голоса Америки».

Она говорит о том, что если будет политическая воля украинской власти, то изменить «ошибку всегда возможно». «Я считаю, что это была ошибка», – отмечает Наталья Лигачева.

Берлускони запретили въезд в Украину

Вместе с тем, как сообщает Украинское национальное информационное агентство, Служба безопасности Украины запретила въезд в Украину бывшему премьер-министру Италии Сильвио Берлускони.

«14.09.2015 года относительно гражданина Италии Сильвио Берлускони было вынесено постановление о запрете ему въезда на территорию Украины сроком на три года в интересах обеспечения безопасности нашего государства», - отмечается в документе, который был отправлен в СБУ украинским Интернет-изданием «Апостроф».

Напомним, 11-12 сентября Сильвио Берлускони вместе с президентом России Владимиром Путиным побывал в оккупированных Крыму и Севастополе.

Война санкций между Киевом и Москвой продолжается

Так называемый “список Порошенко” вызвал широкий резонанс в России. Как и следовало ожидать, в Кремле введенные накануне Киевом меры – особенно в той части, которая касается прессы – осудили.

«Факт нахождения в этих списках многих представителей СМИ – это, конечно, абсолютно неприемлемо, это абсолютно не соответствует свободе слова», – цитируют СМИ слова пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.

На опрошенных Русской службой «Голоса Америки» экспертов «список Порошенко» произвел неоднозначное впечатление.

Профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Юлий Нисневич, в прошлом секретарь политсовета партии «Либеральная Россия» считает, что это список составлен «не стандартно».

«И это еще мягко сказано, – добавил он в комментарии «Голосу Америки». – В него отдельно включены деятели культуры, отдельно – депутаты Госдумы и так далее. То есть он сделан не в алфавитном порядке, а как бы по категориям».

Профессор признался, что его несколько удивило, что в список вошло немалое число иностранных журналистов.

«В связи с этим есть ощущение некоторого перебора, – заметил он. – Я понимаю, что в Украине тяжелая ситуация, что чаша возмущения там действиями России переполнена. Я понимаю введение санкционных мер против тех, кто занимается экономикой, но не очень понимаю жесткую политику по отношению к прессе и деятелям культуры».

Также у Нисневича вызвало недоумение, почему в «черный список» наряду, например, с одиозным телеведущим Дмитрием Киселевым вошли люди, «которых никто не знает». Единственное объяснение он видит в том, что идет «война нервов».

«Кроме того, похоже, что пошла игра вокруг нового саммита в формате «Нормандской четверки», – предположил политолог. – Во всяком случае, не исключаю, что появление списка именно сейчас с этим тоже связано» – полагает российский политолог.

Журналисты или пропагандисты?

Если у Юлия Нисневича некоторые аспекты списка вызывают вопросы, то политического аналитика Андрея Пионтковского, наоборот, больше удивляло отсутствие подобных мер, а не появление самого списка.

«Потому что между Украиной и Россией идет полномасштабная война, – пояснил он в интервью Русской службе «голоса Америки». – Гибнут люди, разрушаются целые регионы. На этом фоне даже поддержание экономических и дипломатических отношений между странами выглядит довольно странно».

Присутствие в «черном списке» российских журналистов видится ему совершенно оправданным.

«Они являются просто пропагандистами, а часто и участниками постановочных военных акций, включая обстрелы мирного населения, – настаивает он. – Была масса случаев, когда это делали донецкие бандиты, и немедленно, как по команде, появлялись команды российского телевидения, чтобы заснять сцену на пленку. Даже ОБСЕ, довольно благожелательно относящееся к России, вынуждены были признавать, что обстрел их сотрудников был произведен со стороны сепаратистов».

По слова Пионтковского, российские журналисты – это люди, участвующие в войне.

«Запреты посещать Украину – самая мягкая мера, которая может быть к ним применена в таких условиях, – полагает он. – Среди иностранных журналистов, попавших в список, тоже нет святых и неприкасаемых. Особенно это касается тех, кто бегает там с автоматом, как это делал Грэхем.

В Украине идет война, и страна, которая является жертвой агрессии, имеет право защищать себя такими весьма мягкими и гуманными методами, убежден российский политолог Андрей Политковский.

XS
SM
MD
LG