Линки доступности

Илья Яшин: Многие связывают гибель Немцова с его работой над докладом «Путин и война»


Илья Яшин (архивное фото)
Илья Яшин (архивное фото)

Соратники убитого оппозиционера продолжают работу над его последним докладом

Сразу после убийства Бориса Немцова стало известно, что оппозиционный политик работал над докладом о роли России в событиях на юго-востоке Украины.

28 февраля сотрудники российских спецслужб провели обыски в квартире и офисе Немцова, изъяв компьютер и все документы. Однако председатель московского регионального отделения партии «РПР-Парнас» Илья Яшин сообщил, что соратники Бориса Немцова намерены завершить работу над докладом «Путин и война» и обнародовать его уже в апреле 2015 года.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Яшин рассказал о работе над докладом.

Анна Плотникова: Появилась информация о том, что материалы доклада Бориса Немцова о военном вмешательстве России в дела Украины не исчезли полностью.

Что удалось сохранить, и многое ли утеряно безвозвратно?

Илья Яшин: Действительно, значительная часть материалов, которая была подготовлена для публикации доклада «Путин и война» была изъята следователями во время обысков в московской и ярославской квартирах Бориса. Однако в течение последующих двух недель нам удалось большую часть документов восстановить. Потому что какие-то материалы хранились у сотрудников Немцова, где-то были копии. И, в общем, на сегодняшний день ничто не препятствует продолжению работы, большая часть материалов находится в нашем распоряжении. И сейчас мы уже занимаемся непосредственно написанием этого доклада, конечно, собираем дополнительные материалы; хотим, чтобы это был качественный и содержательный документ.

Поэтому мы привлекли людей, заинтересованных в том, чтобы доклад был опубликован. И, надеюсь, что в ближайшее время мы сможем его презентовать.

А.П.: Среди версий относительно причин гибели Бориса Немцова была и такая, что его убили из-за работы над этим докладом, поскольку Кремль отрицает участие российских войск в войне в Донбассе. В этой связи вопрос: не испытывают ли те, кто принимает участие в работе над докладом «Путин и война», какого-либо давления или попыток подкупа со стороны властей?

И.Я.: Не понимаю, кто из властей может нам препятствовать, или что-то предлагать? Понятно же, что доклад, так или иначе, будет опубликован, независимо от того, насколько агрессивно на нас будут давить, угрожать и так далее. Поэтому, естественно, никто никаких предложений нам не делает, прекрасно понимая, что это – абсолютно бесперспективно.

Доклад будет опубликован, это – факт. Через месяц люди его увидят. Для работы над докладом мы привлекли сильных экспертов, в том числе, там есть люди с опытом работы в правительстве, с огромным опытом журналистской работы, которые известны весьма резонансными расследованиями.

Поэтому совершенно бессмысленно нам как-то в этом препятствовать. Мы собрали документы Немцова, мы соберем дополнительные документы, мы наметили ряд командировок по российским городам, чтобы найти доказательства присутствия российских вооруженных частей на территории украинского конфликта.

И остановить эту работу невозможно, она будет доведена до конца, доклад будет опубликован.

А.П.: Сторонники российской власти утверждали, что предыдущие доклады Бориса Немцова не оказывали никакого влияния на умонастроения граждан и не играли никакой роли в общественной жизни. Так ли это, и на какую общественную реакцию вы рассчитываете по результатам обнародования нового доклада?

И.Я.: Во-первых – предыдущие доклады вызывали значительный резонанс и приводили к определенным политическим последствиям. Например, многие эксперты, как это явствует из их комментариев, во многом связывали отставку Юрия Лужкова с активной кампанией по распространению доклада «Лужков. Итоги». И те претензии, которые были предъявлены Лужкову перед отставкой, во многом были почерпнуты из немцовских докладов с критикой политики бывшего московского мэра.

Власти замечали эти доклады, и зачастую это заканчивалось разбирательствами в судах. Вот сейчас, например, еще не закончилось разбирательство по иску Владимира Якунина к Борису Немцову. Хотя теперь, наверно, это дело будет закрыто в силу того, что Немцова больше нет. Тем не менее, были и другие случаи, когда на Немцова подавали в суд за его доклады, и ему все время приходилось отбиваться. Поэтому реакция была, и население это замечало, и для многих людей это был альтернативный источник информации, и они относились к этому с интересом.

Но я уверен, что последний доклад Немцова будет наиболее резонансным, в силу объективных трагических обстоятельств, я виду насколько высок уровень ожидания, вижу, как люди ждут этот доклад, хотят его прочитать. Многие связывают гибель Немцова с его работой над этим докладом. Поэтому, конечно, на нас лежит большая ответственность довести это дело до конца, и мы рассматриваем это как своего рода дань памяти нашего погибшего товарища.

А.П.: Рассчитываете ли вы на какой-то резонанс от этого доклада на Западе?

И.Я. Думаю, на Западе это вряд ли будет воспринято как какая-то сенсация, потому что те факты, которые мы обнародуем в докладе, на Западе, в принципе, давно известны. Никого убеждать в том, что российские войска присутствуют на Украине, в Европе, в Америке, в Канаде, в Японии – нет никакой необходимости. Там все это и так прекрасно понимают.

Российское население, к сожалению, доступа к правдивой информации в значительной степени лишено, и людей зомбируют с помощью телевизионной пропаганды. И наша основная аудитория – это, конечно, граждане Российской Федерации.

Я не исключаю, что ознакомление с этим докладом западных политиков может стать поводом для очередных санкций. В перспективе то, что Путин посылает войска в чужую страну (сегодня в фильме «Крым. Путь на родину» он открыто говорил в интервью, что тайно посылал войска на территорию Украины, когда Крым присоединяли), может стать материалом для международного уголовного процесса.

XS
SM
MD
LG