Линки доступности

Представитель УВКБ ООН: «Вся государственная машина России занимается исключительно украинским вопросом»


Баиса Вак-Войя
Баиса Вак-Войя

Представитель Агентства ООН по делам беженцев о ситуации с переселенцами из Украины и неравенстве в оказании помощи беженцам из других стран

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) призывает принять срочные меры, чтобы защитить украинских беженцев и не дать им оказаться в бедственном положении. При этом ситуация по мере приближения зимы приобретает критический оборот.

Баиса Вак-Войя, представитель УВКБ ООН в России в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки» рассказал, какие шаги предпринимаются для оказания помощи лицам, перемещенным из Украины, а также о проблемах беженцев из других стран и регионов, которые находятся на территории России.

Роман Ошаров: Расскажите, какая ситуация сложилась вокруг лиц, покинувших регионы восточной Украины? В каких условиях они проживают на территории России и как собираются пережить зиму?

Баиса Вак-Войя: Сотрудники офиса УВКБ и я лично посещаем места, где проживают лица, перемещенные из Украины. В частности, мы были в приграничных областях, например, в Ростовской и Белгородской областях. Летом многие перемещенные из Украины лица проживали в палаточных лагерях, которые не предназначены для зимовки.

По последней информации, временных палаточных лагерей уже нет. В настоящее время лица, покинувшие Украину, проживают в санаториях и детских лагерях, которые полностью оборудованы для того, чтобы прожить зиму. Граждане Украины, которые уехали в регионы России, размещены, например, в студенческих общежитиях. Я недавно вернулся из Хабаровска и там лица из Украины живут в основном в студенческих общежитиях или в больницах – эти помещения на 100 процентов рассчитаны для зимы.

Р.О.: Вы ранее высказывали оценку деятельности правительства России, в частности Федеральной миграционной службы (ФМС) и других ведомств, которые задействованы в вопросе вынужденных переселенцев из Украины. Могли бы вы привести эту оценку?

Б.В-В.: Я работаю с беженцами уже больше 20-ти лет в разных странах мира, как в Азии, так и в Африке. В случае с переселенцами из Украины, я могу сказать, что впервые вижу, что государство принимает иностранных граждан, предоставляя им настолько значительный объем помощи. Эта помощь включает многое – от обеспечения детей беженцев возможностью посещать школу до предоставления пособий. Конечно, есть политические мотивы и можно понять, по каким причинам правительство России идет на подобные шаги. Но для УВКБ все граждане Украины, которые находятся в России и ищут убежище, являются беженцами.

Р.О.: Как обстоит ситуация с лицами со статусом беженцев, которые находятся в России, но приехали не из Украины? Оказывается ли правительство им тот объем помощи, которое российские правительство предоставляет переселенцам из Украины?

Б.В-В.: Нельзя сказать, что настолько значительный объем помощи правительство России оказывает беженцам из других стран и регионов. Если Россия может оказать настолько масштабную помощь для такого значительного количества граждан Украины, то почему не оказывается равный объем помощи лицам из Афганистана, Сирии, Ирака и других стран?

Р.О.: Идет ли речь о неравенстве в предоставлении помощи беженцам со стороны правительства России?

Б.В-В.: Да, это неравенство. Наверное, эта ситуация сложилась не намерено. Сейчас вся государственная машина России занимается исключительно украинским вопросом. В конце концов, речь идет о примерно миллионе человек из Украины, согласно статистике ФМС.

Из стран Африки помощь от правительства России ожидают 33 человека, имеющих статус беженцев, из Азии, включая постсоветскую Центральную Азию, Афганистан и другие страны, около двух тысяч человек, а также около двух тысяч человек из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Всего около четырех тысяч человек в противовес 90 тысячам украинцев, которые обратились к властям за предоставлением статуса беженца, из около миллиона украинцев приехавших в Россию.

Р.О.: Во сколько, на ваш взгляд, обходится российскому бюджету помощь беженцам и лицам, перемещенным из Украины?

Б.В-В.: Я не видел статистику, но можно сказать, что речь идет о миллионах долларов. Например, беженцы из Украины живут на территории России в частных санаториях и детских лагерях, которые раньше были государственными. Фактически правительство России нанимает частных подрядчиков для размещения беженцев. Можно только представить, какая сумма ежедневно расходуется на оплату проживания лиц из Украины. Я не сомневаюсь, что это очень дорого.

Р.О.: По какому принципу принимается решение об отправке лиц, перемещенных из Украины, в те или иные регионы России, в том числе отдаленные, как Дальний Восток?

Б.В-В.: Суверенное государство, согласно нормам международного права, принимает решение, где иностранному гражданину жить. Иностранные граждане не имеют права выбрать конкретное место или регион для проживания.

Роль УВКБ в этом вопросе состоит в том, чтобы иностранные граждане, которые ищут убежище, не должны размещаться в регионах, в которых они могут подвергаться атакам в связи с их происхождением.

Р.О.: Могут ли беженцы заявить о своих предпочтениях? Например, некоторые, вероятно, хотят жить в Москве или Санкт-Петербурге?

Б.В-В.: Большинство беженцев из Украины не обращаются в ФМС. Согласно законодательству России, граждане Украины могут жить без визы в России до девяти месяцев. Кроме того, согласно законодательству России, в Москве или Санкт-Петербурге невозможно получить статус беженца. Однако на деле большинство перемещенных лиц из Украины разместились именно в этих двух городах. Они живут без визы и статуса беженца у друзей или родственников. ФМС о них знает из данных о пересечении границы.

Р.О.: Поступали ли обращения или жалобы в УВКБ со стороны перемещенных граждан Украины?

Б.В-В.: Жалоб со стороны беженцев из Украины в УВКБ ООН не поступало, но были обращения, часть из которых мы передали на рассмотрение нашим партнерам. Обращения касаются переселения в третьи страны. Некоторые беженцы из Украины, например, хотят переехать в США. Мы объясняем им процедуру.

Р.О.: Вы говорили о партнерах УВКБ, а именно некоммерческих организациях? Высказывают ли представители этих организаций озабоченность в связи с «законом об иностранных агентах»?

Б.В-В.: Да, но финансирование по линии ООН не считается иностранным. ООН – это государственное учреждение.

Р.О.: Власти США в июне этого года заявляли, что у них нет информации, которая могла бы подтвердить наличие в России лиц, перемещенных из Украины. Можно ли назвать это политизацией и как в итоге разрешился этот вопрос?

Б.В-В.: Наверное, у правительства США на тот момент была такая информация и не было другой. Меня тоже об этом спрашивали на официальном уровне. В свою очередь, я подтверждал, что своими глазами видел в Ростове беженцев в палаточных лагерях. С представителями США через американское посольство мы обсуждали эту тему. Но сейчас это уже не вопрос, сейчас речь идет о цифрах, которые нам предоставляет правительство России или других стран, где находятся лица из Украины – это Польша, к примеру. В свою очередь, мы должны доверять цифрам и данным, которое нам добровольно предоставляет правительство.

Для справки: Представительство УВКБ ООН в Москве было открыто в 1992 году. За это время представительство реализовывало программы по работе с беженцами, а также внутренне-перемещенными лицами. В настоящее время представительство УВКБ работает с правительством России, оказывая ему техническую помощь, а также с некоммерческими организациями в качестве донора.

По последним оценкам ООН, число вынужденных переселенцев внутри Украины выросло до 430 тыс человек, на 60% (170 тыс) с начала сентября. С начала года более 200 тыс украинцев подали заявки на получения статуса беженцев и временного убежища в России. Еще около 180 тыс украинцев пытаются легализовать свое пребывание в этой стране другими методами. По данным УВКБ на конец сентября более 6 600 украинцев попросили убежища в европейских странах. Это огромный прирост по сравнению с 2013 годом, когда за весь год было получено всего 903 подобные заявки.

XS
SM
MD
LG