Музыкальный дайджест «Голоса Америки»: ноябрь 2021

Ноябрь 2021 года запомнился многими громкими релизами музыкантов со всего мира – от возвращения ABBA до пластинки Стинга; от камбэка Bullet For My Valentine до нового альбома Адель; от микстейпа Оксимирона и «Выхода в город» Noize MC до трибьют-альбома «Тату». Американская сцена также отметилась несколькими заметными релизами, притом в совершенно различных жанрах. В их числе:

ЭЛИСОН КРАУСС И РОБЕРТ ПЛАНТ
Raise the Roof

В ноябре музыкальная индустрия вновь увидела воссоединение легендарных исполнителей из, казалось бы, совершенно разных эпох и жанров. Элисон Краусс – американская скрипачка, которая чуть ли не в одиночку спасла жанр блюграсс от участи быть забытым современным слушателем – выпустила новый альбом с именитым ветераном британского рока Робертом Плантом. Новая пластинка, вышедшая под названием Raise the Roof, стала уже второй совместной работой двух музыкантов: в 2009 году Краусс и Плант совершенно неожиданно записали впоследствии обласканный критиками альбом Raising Sand.

Raise the Roof – компиляция каверов на песни как классических, так и современных фолк-музыкантов. В их числе – It Don’t Bother Me легенды британского фолка Берта Дженша, песня Quattro современных инди-рокеров Calexico и The Price of Love братьев Эверли, которая усилиями Краусс и Планта превратилась из заводного кантри-хита в мелодичную блюзовую балладу. Продюсером нового альбома выступил Ти-Боун Бернетт, с которым музыканты уже сотрудничали во время работы над Raising Sand.

Предыдущий альбом, кстати, принес музыкантам премию «Грэмми». Правда, этой наградой никого из трех исполнителей вряд ли удивишь: на счету Планта – восемь этих наград, у Бернетта – тринадцать, а вот Элисон Краусс, получившая аж 27 наград, долгое время считалась обладательницей самой большой коллекции «Грэмми» (до того, как Бейонсе не получила 28-ю награду). ​

ТЭЙЛОР СВИФТ
Red (Taylor’s version)

Как ни странно, но самым главным американским релизом уходящего месяца стал ремейк уже выпущенного альбома. Тейлор Свифт в период пандемии оказалась чрезвычайно продуктивной: в 2020 году она внезапно выпустила два альбома Folklore и Evermore, а в апреле 2021 года перезаписала свою пластинку Fearless.

Альбом стал первым ремейком из анонсированных шести. Свифт решила переиздать первые альбомы, так как права на них были проданы ее бывшим лейблом Big Machine (певица заявила, что не знала о заключении сделки). Вторым релизом стал ноябрьский ремейк альбома Red, и к его выходу певица подошла основательно. Свифт провела масштабную рекламную кампанию (даже заказав особую подсветку у Эмпайр-Стейт-Билдинг, чья крыша в честь выхода альбома загорелась красным); как итог – выход альбома в топы по прослушиваниям и колоссальный интерес среди слушателей (на одном только Spotify в первый день его послушали свыше 90 млн раз – больше, чем нашумевший релиз Адель).

Red, появившийся в 2012 году, для Свифт стал во многом знаковым альбомом. Именно после него певица перестала стать фигурой, ассоциирующейся с кантри-поп сценой, и перешла в мейнстрим, где она и проложила свой путь к статусу одной из самых востребованных поп-исполнительниц последнего десятилетия. Red 2021 года представляет собой переформатированные версии релиза 2012 года.

На новой пластинке отметились и другие знаменитости: Эд Ширан и звезда фильмов «Одержимость» и новой «Фантастической четверки» Крис Стэплтон, а также актер из «Бегущего в лабиринте» Дилан О’Брайен. В состав 30 (!) композиций, вошедших в ремейк, вошел и подарок фанатам певицы: 16-минутная короткометражка к песне All Too Well. На первоначальном Red продюсеры сократили этот десятиминутный трек до пяти минут, однако на собственном ре-релизе Свифт ничего не мешало выпустить песню в желаемом хронометраже. All Too Well, посвященная расставанию, оказалась самой обсуждаемой песней альбома после того, как интернет-пользователи увидели в клипе отсылки к актеру Джейку Джилленхолу (у него и Свифт был роман в начале 2010-х). После просмотра короткометражки фанаты Свифт ополчились на Джилленхола, обвиняя его в непозволительном отношении к певице и заполняя интернет мемами с актером.

Впрочем, Тэйлор Свифт – не единственная певица, которая решила рассказать о болезненном опыте отношений через музыку. Подробнее читайте на нашем сайте.

WALK THE MOON
Heights

Музыканты из Walk the Moon еще с середины 2010-х успешно пожинают лавры одной из наиболее заметных поп-групп американской сцены. Они – желанные гости на всех музыкальных фестивалях, их компании на сцене рады Тэйлор Свифт и коллеги по жанру Panic! At the Disco, а заводная Shut Up and Dance, вышедшая в 2014 году, – все еще желанный аккомпанемент любой вечеринки. Однако последние пару лет для музыкантов оказались не самыми продуктивными: в период пандемии группа взяла творческую паузу, которая усугубилась тем, что в 2020 году группу покинул басист Кевин Рэй.Но группе все же удалось собраться с духом и выпустить свой четвертый альбом.

Пластинка Heights («Высоты») не разочарует тех, кто привык к традиционному звучанию группы: легкому, веселому, полному оптимизма и по-подростковому дурашливому (чего стоят только танцы Николаса Петрикки в Can You Handle My Love?). Музыканты не растеряли того ретро-вайба и музыкальных отсылок к сцене 1980-х, которые так полюбились их фанатам (послушайте, например, Giants и заглавную песню альбома Heights).

SNOOP DOGG
Algorithm

Мало кто из ветеранов хип-хопа Западного побережья может похвастаться тем, что не просто остался в индустрии, но и продолжает активно выступать и выпускать альбомы. Ice-T целиком ушел в кинематограф, Dr. Dre – в продюсирование, а многие – как Тупак или Eazy-E – и вовсе не пережили 1990-е. И лишь он – эпатажный Снуп Догг – продолжает, как ни в чем не бывало, выпускать новые треки в солидном для рэпера возрасте (в 20 октября 2021 года ему исполнилось 50 лет).

При этом в свой день рождения он выпустил трек Big Subwoofer, ставший тизером для полноценного альбома Algorithm, который увидел свет в ноябре. В клипе на песню зритель наблюдает за Келвином Бродусом-младшим (настоящее имя Снуп Догга), рэперами Too $hort, E-40 и другим ветераном Западного побережья – Ice Cube – в окружении инопланетных девушек с тремя грудями, акита-ину в скафандрах, а также персонажами «Аватара» Кэмерона на пилонах. Почему? Потому что Снуп Догг, известный своим эпатажем, может себе это позволить.

Альбом Догга состоит из 25 достаточно разношерстных треков, вклад в создание которых внесли и другие именитые рэперы – Busta Rhymes, Wiz Khalifa, Usher и другие. До выхода альбома ходили слухи, что Бродус-младший готовится пригласить на запись другого воспитанника Dr. Dre – Эминема, но, вероятно, услышать его вместе с Доггом нам удастся лишь на записях супергруппы Mount Westmore, куда, помимо Бродуса-младшего входят вышеупомянутые Ice Cube, Too $hort и E40.

EXODUS
Persona Non Grata

Но не только хип-хопом и фолк-каверами запомнился ноябрь в американской музыке. Калифорнийцы Exodus выпустили свой 11-й альбом после семи лет молчания, что можно назвать действительно большим событием для жанра трэш-металл. Exodus имеют в этом жанре весьма весомую репутацию: в конце концов, именно они и стояли у истоков трэш-метал-сцены Сан-Франциско (так называемый Bay Area thrash metal) вместе с легендарной Metallica, и сегодня стоят в одном ряду с такими металистами, как Megadeth и Slayer.

Новый альбом носит название Persona Non Grata. В нем музыканты описали свое видение проблем общества: среди тем – массовые акции протеста (The Beating Will Continue), СМИ и журналистика (Clickbait), проблемы в фармакологии (трек Prescribing Horror, вспоминающий известный скандал с распространением недостаточного изученного лекарства талидомид).

Для Exodus, выступающих еще с конца 1970-х, альбом стал лишь второй записью в классическом составе – если, конечно, у группы вообще существует понятие «классического» состава. Коллектив известен тем, что его состав неоднократно менялся, но в этот раз в записи приняли участие многие из членов группы периода 1980-х: вокалист Стив Суза, вернувшийся в группу в 2014, барабанщик Том Хантинг и гитарист Гэри Холт, сотрудничавший со Slayer до их распада в 2019 году.

НОЯБРЬ 2021: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЮБИЛЕИ

МАЙКЛ ДЖЕКСОН
Dangerous

В ноябре 2021 исполнилось тридцать лет одному из наиболее заметных альбомов Майкла Джексона. Выпущенный в 1991 году Dangerous отличался от предыдущих сборников музыканта: больше разнообразия стилей, больше экспериментов и больше общественно значимых тем. Экспрессивное, менее «попсовое» звучание альбома разбавлялось целой палитрой элементов других жанров – от индастриала и госпела до нью-джек-свинга (так называют смесь фанка и соула, которая появилась благодаря Тедду Рейли – одному из продюсеров альбома Dangerous).

Больше половины песен альбома стали хитами – например, Heal the World, Remember the Time и Give In to Me, но самым известным треком альбома, бесспорно, является Black or White. 32 миллиона проданных копий все еще удерживают Dangerous на вершине рейтингов самых продаваемых пластинок (правда, несмотря на колоссальный успех, альбому не удалось обойти по продажам две другие пластинки Джексона – Bad и Thriller).

На волне успеха альбома Джексон организовал свое знаменитое мировое турне, ставшее одним из самых масштабных музыкальных туров в истории. В 1993 году, в рамках Dangerous World Tour, Джексон прибыл в Москву, где российские зрители, до отказа набившие стадион «Лужники», впервые смогли вживую наблюдать «короля поп-музыки».

ТУПАК ШАКУР
2Pacalypse Now

В 1991 году на стол к боссам лейбла Interscope попала демо-запись молодого исполнителя, зацепившего продюсеров своей манерой подачи и хлесткими текстами. Было принято решение записать альбом, а сам музыкант – Тупак Амару Шакур – решил взять себе творческий псевдоним 2Pac.

Альбом 2Pacalypse Now получил свое название от знаменитой военной драмы Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». В чем-то первая пластинка Тупака повторила судьбу оскароносной картины: на момент выхода американский зритель разделился на два лагеря – тех, кто считал фильм претенциозной чушью, и тех, кто видел в нем настоящий кинематографический шедевр.

Альбом Шакура также получил противоречивые отзывы. Жители гетто сразу увидели в дебюте рэпера волнующие их темы, а вот критики альбома жестко прошлись по творчеству Тупака, назвав его неполиткорректным. В их числе – сам вице-президент США Дэн Куэйл, заявивший, что этому альбому «не место в нашем обществе». Но, как известно, плохого пиара не бывает, и первая пластинка 2Pacalypse Now сразу выдвинула Шакура на передний план хип-хоп-сцены Западного побережья.

В альбоме Тупак поднимал наболевшие для жителей бедных кварталов вопросы: социальное и экономическое неравенство, расизм, дискриминация и нападки со стороны правоохранительных органов. Рэпер затронул даже тему подростковой беременности – в треке Brenda’s Got a Baby он вдохновлялся реальной историей о двенадцатилетней девушке, которая, пытаясь скрыть беременность от своего кузена, выбросила ребенка в мусорный бак.

Подробнее о биографии Шакура мы рассказывали в проекте «Месяц афроамериканской музыки».

ЭМИНЕМ
Infinite

25 лет назад вышел альбом, с которого вы вряд ли знаете хоть одну композицию. Да что уж – даже самый преданный фанат хип-хопа едва ли сможет назвать хотя бы несколько треков с альбома Infinite, записанного одним из главных рэперов Америки, Эминемом. А ведь именно с этого студийного альбома и началась карьера Маршала Мэттерса, выпустившего в 1996 году свой дебютный альбом тиражом в ничтожную тысячу экземпляров.

Ни детройтская хип-хоп-сцена, ни критики не обратили на альбом Мэттерса никакого внимания, а редкие слушатели обвинили рэпера в подражании другим музыкантам. Первые отзывы альбом получил уже заметно позже, когда Эминем стал музыкальной величиной мирового масштаба. Появление альтер-эго Маршалла по прозвищу Slim Shady, «Оскар» за фильм «8 миля», 44 номинаций на «Грэмми» и фристайл против Дональда Трампа – все это случилось потом, но началось все как раз с этого небольшого альбома 1996 года.

TOM PETTY AND THE HEARTBREAKERS
Tom Petty and the Heartbreakers

Дебют Тома Петти и его «Разбивателей сердец» вполне мог повторить судьбу первого альбома Эминема: пластинка Tom Petty and the Heartbreakers, вышедшая 45 лет назад, также была обделена вниманием американских слушателей. Но не за рубежом – флоридские музыканты смогли пробиться на британскую сцену, где их дебютной пластинке удалось попасть в чарты. Лишь спустя год американский слушатель проникся гитарными риффами в American Girl и лиричностью Breakdown, позволив музыкантам начать свое постепенное восхождение к вершине американской музыкальной сцены.

Впоследствии композиции первого альбома будут называть рок-каноном, а American Girl получит статус эталона американского рока того времени. Для группы песня стала «визитной карточкой»; она сопровождала ее на протяжении всей карьеры и даже стала последней композицией, которую исполнил Том Петти незадолго до своей смерти в 2017 году.

ДЖОАН ДЖЕТТ
I Love Rock’n’Roll

Кажется, имидж Джоан Джетт в образе независимой, уверенной в себе бунтарки был с исполнительницей всегда. Но нет – стильный, брутальный имидж закрепился за ней после ее главного хита, давшего название и ее альбому, – I Love Rock’n’Roll, которому в этом году исполнилось 40 лет.

Альбом принес мировую популярность Джетт – и это при том, что певица даже не является автором его заглавного хита. I Love Rock’n’Roll была написана в 1975 году Аланом Меррилом из группы The Arrows. Песня задумывалась как ответ на композицию It’s Only Rock’n’Roll группы Rolling Stones; однако она не смогла ни приблизиться к успеху британских рокеров, ни к тому колоссальному триумфу, которого достигла песня в исполнении Джоан Джетт. Меррилл умер в марте 2020 года, став одним из первых известных музыкантов, скончавшихся от COVID-19. Джетт в своих соболезнованиях вспомнила, как впервые услышала этот трек по телевизору в Лондоне и призналась, что I Love Rock’n’Roll глубоко ее поразила.

Вышедший альбом включал в себя и другие каверы, которым, правда, было далеко до успеха песни The Arrows. В их числе – композиция Bits and Pieces группы The Dave Clark Five, You’re Too Possessive рок-коллектива The Runaways и другие.

Читайте также предыдущие дайджесты: