США – Россия: новая «антинаркотическая коалиция»

«Афганская наркоугроза должна по-настоящему объединить США и Россию» - директор ФСКН России Виктор Иванов

Председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России (Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков) Виктор Иванов начал пресс-конференцию с подробного рассказа о своей рабочей поездке в США в сентябре этого года. В ходе этого визита состоялись встречи с заместителем госсекретаря США по вопросам борьбы с наркотиками Дэвидом Джонсоном и заместителем спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Полом Джонсом. По приглашению Центра Никсона и Института демократии господин Иванов также выступил по профильным проблемам в Вашингтоне и Нью-Йорке.

Но, пожалуй, главной явилась встреча с Гилом Керликовске, директором Управления государственной политики администрации президента США в сфере контроля за наркотиками. Ведь именно Гил Керликовске и Виктор Иванов сегодня стали сопредседателями «антинаркотической» рабочей группы, которая является одной из тринадцати рабочих групп, созданных в рамках новой Комиссии Обамы-Медведева. Как отметил директор ФСКН Виктор Иванов, уже достигнуты договоренности, связанные с изучением опыта борьбы с наркотрафиком на границе. В рамках этого соглашения планируется визит российских специалистов в погранзону США-Мексика и, соответственно, выезд американских специалистов на российско-казахстанскую границу. Решено также изучить опыт наркосудов в США. В этих целях предполагается визит в Соединенные Штаты российских наркополицейских, наркологов и представителей судебной власти.

Кроме того, по заявлению Виктора Иванова, в рамках рабочей группы ФСКН предложила американских коллегам создать три рабочие подгруппы, которые бы наладили взаимодействие в сферах борьбы с наркотрафиком, профилактики и лечения наркомании, а также совершенствования правовых стандартов, администрирования и уголовно-судебного преследования.

«Мы предложили американской стороне проработать вопрос обмена инструментами идентификации наркокартелей, – особо подчеркнул руководитель ФСКН Виктор Иванов, – мы уже передали нашим американским коллегам бренды наркосодержащих веществ 175 афганских наркокартелей и рассчитываем получить данные на 50 афганских наркобаронов, составленные правоохранительными органами США».

Афганская тема была центральной на нынешней пресс-конференции. Ведь как отметил Виктор Иванов, Афганистан стал «уникальным феноменом планетарного по масштабам наркогосударства», которое сегодня производит в два раза больше опиатов, чем 10 лет назад производил весь мир. Причем именно «нестабильность и вооруженное противостояние последних восьми лет» создали в этой центрально-азиатской стране идеальные условия для наркопроизводства. По данным управления по наркотикам и преступности ООН, 99 процентов всего опиумного мака возделывается как раз в тех районах, где происходит подавляющее большинство боестолкновений.

Директор ФСКН Виктор Иванов, ссылаясь на различных американских экспертов, назвал «весьма сомнительными» аргументы авторов новой стратегии США по борьбе с наркотиками в Афганистане, которая предполагает отказ от крупномасштабного уничтожения посевов опиумного мака, так как якобы это толкает афганское население «в объятия Талибана». С российской точки зрения, уже неоднократно озвученной в ООН, именно искоренение (eradication) посевов мака является «фундаментом ликвидации афганской наркоугрозы», представляющей сегодня угрозу международному миру и безопасности.

Причем подобное искоренение должно идти не только механическим путем (при помощи плуга и трактора), что дает эффективность не более 5 процентов, но и путем дефолиации – распыления гербицидов с воздуха. Подобный способ, напомнил Виктор Иванов, позволил за один прошлый год уничтожить 230 из 280 тысяч га коки в Колумбии. Аналогичный способ успешно применялся и для ликвидации посевов опиумного мака в странах «золотого треугольника».

Очевидно, что подобный кардинальный метод борьбы с наркопроизводством в Афганистане – против чего выступают многие европейские союзники по международной коалиции – может привести к новой вспышке социальной напряженности в этой стране и полной потере контроля кабульского правительства над ситуацией.

Что в этих условиях готова предложить Москва как потенциальный союзник Вашингтона на новом антинаркотическом фронте? Отвечая на этот вопрос прессы, Виктор Иванов отметил, что Россия, как и раньше, выступает за решение афганской проблемы прежде всего с упором на политические методы, которые в отличие от военных являются более эффективными. Вместе с тем с 6 сентября этого года начал действовать российский воздушный коридор для военных грузов США в Афганистан. Россия и дальше намерена сотрудничать с западными партнерами в борьбе против террористических угроз в этом регионе. Что же касается совместных «антинаркотических» действий, то они могут быть дополнительно скоординированы через информационно-аналитический региональный центр по борьбе с наркотиками, который открыт в Казахстане.

Директор ФСКН Виктор Иванов выразил надежду, что уже в следующем году, когда будет отмечаться 65-летие разгрома гитлеризма в Европе, США и Россия могут создать своего рода новую «антинаркотическую коалицию». Во всяком случае, уже сейчас есть общее понимание целей и план конкретных действий.

Тема борьбы с общей наркоугрозой наверняка будет обсуждаться и на ближайшей встрече руководителей внешнеполитических ведомств США и России Хиларри Клинтон и Сергея Лаврова уже через шесть дней – 13 октября в Москве. Кроме того, с 8 по 12 ноября намечается приезд в Россию руководства DEA-Drug Enforcement Agency – аналога ФСКН. А в феврале следующего года планируется визит в российскую столицу Гила Керликовске, директора Управления государственной политики администрации президента США в сфере контроля за наркотиками.