Украина и «Северный поток»

Владимир Гройсман

Украина рассчитывает на привлечение США и Евросоюза к управлению своей ГТС

КИЕВ – Украинская газотранспортная система готова на сто процентов обеспечить поставки топлива европейским потребителям. А ее совместное использование с партнерами из ЕС и США – это дополнительные гарантии и альтернатива политическим и экономическим угрозам, которые несут проекты вроде «Северного потока- 2».

Об этом сказал премьер-министр Украины Владимир Гройсман 25 мая в Брюсселе на международной конференции о роли украинской газотранспортной системы (ГТС) для энергобезопасности Европы.

«Глава правительства подчеркнул, что сегодня вопрос именно энергобезопасности как никогда актуален для Евросоюза. Предложения России относительно нового газопровода, – это ничто иное, как новое гибридное оружие, направленное против европейских государств. Поэтому нужно быть ответственными и объединить усилия в противодействии таким угрозам», – сообщает пресс-служба кабинета министров Украины.

«Северный поток-2» – новый экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока» – 55 млрд куб. м газа в год. «Газпром» планирует ввести трубопровод в эксплуатацию до конца 2019 года.

Гройсман напомнил, что Украина не раз в своей истории переживала коварство России, которая годами «держала» Киев на «газовой игле»: «Украинская газотранспортная система способна по объемам и надежности обеспечивать всех потребителей. У нас есть прекрасные хранилища для аккумуляции газа. Россия же идет другим путем. Ее цель – построить свою ГТС и одновременно уничтожить ГТС Украины, а дальше – иметь единый рычаг влияния на европейские государства».

«Кто из европейских стран хочет повторить нашу историю?» – задался он вопросом, сообщает пресс-служба украинского правительства.

Премьер-министр подчеркнул, что решение об энергетических угрозах потребуют большой политической воли. «Мы обратились в ЕС и США: друзья, давайте вместе управлять ГТС, чтобы четко обеспечить постоянную ее работу на десятилетия вперед», – сказал Владимир Гройсман.

Он подчеркнул, что Украина и Евросоюз договорились начать трехсторонние, с участием России, переговоры по транзиту газа европейским потребителям.

Проект газопровода «Северный поток-2» вызывает озабоченность США, поскольку он позволит Москве внедрить новые технологии прослушивания и слежения в Балтийском море. Об этом 17 мая заявила заместитель помощника госсекретаря по энергетической политике Сандра Удкерк, выступая в Берлине.

Переговоры, поддержка Европы и развенчание газпромовских мифов

Руководитель программ Аналитического центра «Дикси Групп» Роман Ницович считает, Украина могла бы рассчитывать на увеличение транзита российского газа по своей территории для удовлетворения потребностей ЕС.

«Действительно, сейчас идут переговоры и дискуссии по поводу конкурса о привлечении операторов и партнеров для управления ГТС. Идут консультации, на основе которых украинская и западная стороны выработают единое видение ситуации и управления украинской ГТС. Это позволит Украине заручиться в будущем контрактом на поставки газа для западных стран, подтвердит надежность украинского маршрута, а также развенчает газпромовские мифы о том, что “Северный поток-2” – единственный выход для Европы», – сказал Ницович Русской службе «Голоса Америки».

Он считает, что в Евросоюзе понимают, что «Северный поток-2» – это не энергетический, а политический проект.

Предположительно, 20 млрд кубометров в год

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не исключает, что, в случае запуска в эксплуатацию «Северного потока-2», следует ожидать сокращения объемов использования украинской газотранспортной системы.

«Украине следует привлекать потребителей экономическими решениями, но вместо этого она идет по пути поднятия тарифа на транзит газа. Сегодня у нас одна надежда на Европейский Союз, который может давить на Москву, но мы видим, что в Евросоюзе у европейских стран разные позиции, нет единой позиции против “Северного потока-2”. Возможно, Украине удастся сохранить объемы транзита российского газа на уровне двадцати миллиардов кубометров газа в год, но это очень мало и не позволит эксплуатировать украинскую ГТС рентабельно», – говорит Дмитрий Марунич Русской службе «Голоса Америки».

По его мнению, Россия видит в украинском маршруте запасной вариант, на случае непредвиденных обстоятельств на новых газопроводах: «Может быть, когда-то в перспективе, когда Европа существенно нарастит потребление газа, украинский маршрут получит больше, но сейчас рабочий сценарий для “Газпрома” сделать из украинской ГТС bypass – резервный путь и маршрут на случай, если что-то сломается на существующих уже маршрутах или на ГТС Беларуси».

Он считает, что сегодня сложно предположить, каким образом действия Европы или Украины помешают «Газпрому» реализовать свои планы.

О приоритетах и коммерческой выгоде

Независимый эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский говорит о том, что ключевым условием для транзита газа через украинскую территорию является желание «Газпрома» использовать этот маршрут.

«Речь идет о миллиардах долларов, и никто не будет разводить сантименты. Компании ищут прибыль, выгоды экономического порядка. К сожалению, интересы слабых государств не учитываются. Речь идет не только о транзите газа», – говорит Валентин Землянский Русской службе «Голоса Америки».

Он считает, что не столько гипотетический запуск очередной нитки «Северного потока-2» повлияет на объемы транзита газа через Украину, сколько вероятность отсутствия российско-украинского контракта на поставку «голубого топлива» с 2020 года.

«Контракт заканчивается, и в начале 2020 года “Газпром” просто не будет его продлевать. “Газпром” может мотивировать свои действия тем, что у него есть “Северный поток”, “Турецкий поток”, ГТС Беларуси, то есть – избыточные мощности, при которых, действительно, можно рассматривать украинскую ГТС, но, если есть заинтересованность восточно-европейских стран. Например, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Чехии», – отмечает Валентин Землянский.

Эксперт говорит, что Киеву следует разработать понятные рыночные предложения о необходимости украинской ГТС для транзита газа в страны Центральной и Восточной Европы.

«Необходимы не политические заявления, а перечень конкретных предложений, почему украинский маршрут и в 2020 году будет выгоднее "Северного потока-2"», – подчеркивает Валентин Землянский.