Aндрей Некрасов: «На «Сандансе» приходится много работать, но душа отдыхает»

В Парк Сити, штат Юта с 21 по 31 января проходит «Санданс» – фестиваль независимого кино, чья программа делится на американский и международный конкурсы, а те, в свою очередь, на игровой и документальный. В международном документальном конкурсе представлен фильм «Уроки русского» (Russian Lessons) Ольги Конской и Андрея Некрасова об августовской войне между Россией и Грузией и ее последствиях. Жюри выбрало фильм из 800 конкурентов.

Андрей Некрасов нашел на пепелище в Гори обгоревшую тетрадку ученика пятого класса с заданиями по русскому языку. А Ольга Конская – пособие по русскому языку в разоренном книжном магазине в Цхинвали.

«Когда нагнеталась атмосфера по отношению к Грузии, то я сказал, что Грузия станет героем следующего фильм – то есть не личность, а целая страна»

Галина Галкина: Сколько у тебя показов осталось?
Андрей Некрасов: Два.
Г.Г.: Я читала, что все билеты на «Уроки русского» раскуплены?
А.Н.: Ну, да, на фестивалях всегда много народу.
Г.Г.: А что будет с фильмом после этого фестиваля?
А.Н.: Пока еще неизвестно. Покупатели ходят – интересуются. Но это процесс. Были предложения сократить его для телевидения, так как он идет 1 час 50 мин. Дальнейшей судьбой фильма занимаются его продюсеры и aгенты.
Г.Г.: А кто исполнительный продюсер?
А.Н.: Кроме нас с Ольгой, еще два человека – из Норвегии и Грузии.
Г.Г.: Когда и как у вас с Ольгой возникла идея этого фильма?
А.Н.: Это было непосредственно перед войной – 2008 год. На грузинской границе проходили учения. Нам было совершенно ясно, что начнется война. После фильма о Литвиненко меня многие спрашивали: «Кто будет следующим?» Довольно-таки грустный вопрос: какая крупная фигура станет следующей жертвой? Я, конечно, не пророк, но когда нагнеталась атмосфера по отношению к Грузии, то я сказал, что Грузия станет следующей жертвой, и героиней следующего фильма – то есть не личность, а целая страна. Вернее, это мы с Ольгой сказали друг другу, чуть ли не в один голос. Так и вышло. По-моему мнению, Грузия стала целью заговора спецслужб потому, что была проведена операция, в результате которой произошло поддержанное СМИ вторжение в Грузию. Операция в целом удачная и эффектная. СМИ представили это как результат нападения Грузии на Южную Осетию, и чуть ли не нападение Америки на Россию. То есть Грузия, как союзник Америки, якобы совершила агрессию против миролюбивой России. В таком духе это было представлено российскому народу, а также всему миру.
Г.Г.: Если рассматривать такой сценарий, то возникает вопрос, чем Грузия провинилась перед Россией?
А.Н.: Как мне кажется, многие россияне считают, что жителям ближнего зарубежья, в прошлом Российской империи, не положено стремиться к другой, свободной, жизни, вступать в НАТО, в Евросоюз. Они должны быть с Россией и зависеть от нее. Подобное мышление свойственно российской психологии потому, что взаимоотношения в патриархальной консервативной семье они переносят на отношения со своими бывшими республиками.

Интересно, что российская элита, правительство и состоятельные люди с одной стороны, и большинство народа, с другой, две эти группы, которые живут совершенно по-разному, сходятся в одном – национализме. Другое дело, что наделенные властью используют национализм для того, чтобы контролировать народ, представители которого в ином случае начнут обращать внимание на всю несправедливость, которая творится в России. А народ держится за национализм потому, что это дает ему ощущение своего превосходства, мол, у нас такая армия, которая может победить Грузию, и вообще нас все боятся.

«Ольга Конская была как барометр справедливости, и она не отделяла политику от личного, в особенности, когда несправедливость вершилась от имени ее народа»

Г.Г.: Повлияло ли на болезнь Ольги то, что она так сильно переживала из-за несправедливости?
А.Н.: Переживала – это мало сказано. Ольга была как барометр справедливости, и она не отделяла политику от личного, когда дело касалось несправедливости. В особенности, когда несправедливость вершилась от имени ее народа. Ольга была очень честным русским человеком, и часто брала вину на себя.
Г.Г.: Ольга собирала материал к фильму в Южной Осетии, была режиссером, продюсером и монтажером «Уроков русского». Она сознавала, что это последние дни ее жизни, которые она отдает работе?
А.Н.: Когда она монтировали фильм, то знала, что ей осталось недолго жить. Она очень отважно себя вела – никогда не отгоняла от себя мысль о скорой смерти. Вместо того, чтобы провести последние дни жизни со своей семьей, или просто наслаждаться красотой мира, она изо всех сил старалась закончить этот фильм. Это был бег наперегонки с неумолимо приближающимся концом. То, что она продолжала монтировать, преодолевая сильнейшую боль, можно назвать героизмом. За три дня до смерти Ольга работала в монтажной. Принимала таблетки от боли, сидя за компьютером. Когда ей стало совсем плохо, то я отвез ее в больницу, но мы не могли себе представить, что конец так близок.
Г.Г.: Помогает ли тебе продвижение фильма превозмогать боль утраты?
А.Н.: Помогает, но это все равно очень-очень трудно. Мы были очень близки – не только были мужем и женой, но еще и партнерами, то есть вместе жили и вместе работали. Все вместе. Когда уходит такой человек, кажется, что ты сам заглянул смерти в лицо. Не дай Бог, как говорится, кому-то пережить подобное.
Г.Г.: Следующий фильм ты будешь делать один?
А.Н.: Да, теперь придется все делать одному. Уже пишу сценарий.
Г.Г.: А какой, если не секрет?
А.Н.: Могу сказать, что это игровой фильм.
Г.Г.: Тоже политический?
А.Н.: Отчасти.
Г.Г.: Ну не комедия?
А.Н.: Нет, не комедия. Хотя Чехов называл комедиями совсем несмешные истории.
Г.Г.: Как тебе «Санданс» в этом году?
А.Н.: Я всегда в последний момент заканчиваю фильм, но в этом году – в самый последний момент. И я приехал сюда буквально за несколько часов до премьеры. Но здесь очень хорошие люди, которые меня знают. И хотя на улице холод, атмосфера очень теплая. И, несмотря на то, что даже здесь, на «Сандансе», приходится много работать, душа отдыхает.

Досье

Андрей Некрасов родился в 1958 году в Ленинграде. Учился в ЛГИТМиКе (актерское мастерство), и в Парижском университете (степень Магистра Философии в 1984 году). Летом 1985 г. был ассистентом Андрея Тарковского в Швеции, во время съемок «Жертвоприношения». В 1986 закончил высшие режиссерские курсы Бристольского университета (Англия). Снял множество телефильмов, среди которых такие документальные драмы как «Пастернак» и «Блудный сын». Фильм «Любовь и другие кошмары» – призер и участник более чем 30 международных кинофестивалей, включая Берлин и Роттердам. В последнее время вместе со своей женой и партнером Ольгой Конской снимал острые документальные фильмы на животрепещущие темы: «Недоверие», 2004; «Бунт. Дело Литвиненко», 2007; «Уроки русского», 2009.