Рэмбо покоряет Россию

  • Анна Плотникова

Одна из работ актера и художника в Петербурге

В Русском музее открылась выставка живописи Сильвестра Сталлоне
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. «Талантливый человек талантлив во всем!» Эта максима вспоминается каждый раз, когда известный деятель культуры представляет публике новые грани своего творчества, будь то прозаические или стихотворные сборники, диски с записью музыкальных произведений, коллекцию эксклюзивных ювелирных украшений, или выставку живописи.

Среди известных артистов, рискнувших представить зрителям свои картины – Жан Маре, Ричард Чемберлен, Эльке Зоммер, Тони Кертис, Карел Готт, Лев Прыгунов…

27 октября в Михайловском (Инженерном) замке, филиале Русского музея открылась выставка работ Майкла Сильвестра Гарденцио Сталлоне, ставшая первым крупным международным проектом звезды Голливуда.

«Бунтарь без причин» - предшественник Рокки

Артист, пользующийся в России не меньшей, чем в США, славой, исполнитель ролей Рокки Бальбоа и Джона Рэмбо, известный своим поклонникам под свойским прозвищем «Слай» («хитрец») и несколько фривольным «итальянский жеребец» (The Italian Stallion), давний друг-соперник Арнольда Шварценеггера, оказывается, с юных лет мечтал стать художником.

Еще в юности он учился живописи в Швейцарии, и в течение последних сорока с лишним лет уделяет рисованию большую часть своего свободного от киносъемок времени. Экспозиция в Михайловском замке и представляет зрителям творчество Сталлоне-художника с 1975 по 2013 год.

Некоторые живописные работы Сильвестр Сталлоне посвящает легендам американской культуры. Так, героем картины «Джеймс 9» стал прославленный «бунтарь без причины» Джеймс Дин. Работа «Без названия» стала данью памяти короля поп-музыки Майкла Джексона. В картине «Ковбой» Сталлоне постарался выразить свое отношение к знаменитому актеру 20-х годов прошлого века Уильяму Клоду Филдсу. В целом же, по мнению кураторов выставки в Михайловском замке, работы Сталлоне можно отнести к абстрактному экспрессионизму.

На выставке есть несколько произведений, которые можно было назвать – «синтетическими». В них совмещены раскрашенные фотографии артиста в образе Рэмбо и живописные полотна, отражающие внутренние чувства человека. Такие как работа 1990 года «Плата за победу» или одно из последних полотен под название «Арена».

Внимание журналистов привлекла работа 1991 года – «Ответная реакция» - живописная картина соседствует с обыкновенным зеркалом. Сильвестр Сталлоне объяснил, что этот замысел у него родился, когда он наблюдал людей рассматривающих картины – «Мне захотелось, чтобы человек увидел себя в эту минуту – свои чувства и переживания».

И еще одну необычную деталь подмечали пришедшие на открытие выставки – ряд картин обрамлены как бы в оборванную раму. Например, как у картины «Симбиоз», написанной в 2009 году. Значение этого символа объяснил сам Сталлоне в феврале 2011 года в интервью Матиасу Расторферу: « Каждый художник, которого я когда-либо встречал, говорил, что хотел бы сделать все заново. Поэтому к таким картинам я стал делать незаконченные рамы, чтобы постоянно напоминать себе, что искусство всегда развивается».

Женщины в жизни и творчестве Сталлоне

Разумеется, во время церемонии открытия самой выставки журналистов интересовало, почему музей, пользующийся мировой известностью, решил предоставить свои залы для работ суперзвезды блокбастеров? И нет ли здесь неких чисто конъюнктурных соображений.

Во время пресс-конференции директор Государственного Русского музея Владимир Гусев заметил: «Не возникает вопросов, когда речь идет о выставках Шишкина, Айвазовского, Брюллова, Пластова, Малевича, Малявина и так далее». Но, по свидетельству директора Русского музея, есть выставки, которые возникают вне плана, в силу различного рода обстоятельств.

Увидев репродукции картин Сильвестра Сталлоне, Гусев решил, что эти полотна могут быть представлены в Инженерном замке. «Это – настоящая, очень экспрессивная, напряженная живопись, в которой виден темперамент человека неравнодушного. Живопись, иногда агрессивная, как наш мир, наше общество и тот спорт, которым занимался господин Сталлоне. И это – живопись ХХ – начала XXI века».

Одной из ключевых работ экспозиции стала картина 1977 года «Смерть друга». Ее Сталлоне посвятил памяти своего менеджера Джейн Оливер. В краткой аннотации под картиной приведены слова артиста «Я стал просто рисовать то чувство, которое охватило меня от этой новости. Мне казалось, что кровь вытекает из нее, словно конвейерная лента, и течет потоком, и я вынимаю свое сердце, которое этот поток несет прочь. То есть я уже никогда не буду прежним. Да, остался супермен, супергерой, но у него уже дыра вместо сердца и он совершенно незащищен».

На многих картинах Сталлоне фигурируют часы. Сам он объясняет это так: «Часы очень важны для меня во всех аспектах, ведь в нашей жизни нам никогда не хватает времени». Есть на выставке и другие полотна, отражающие личные переживания артиста. Так, главной героиней картины «Жизнь в 85 году», стала актриса Бриджит Нильсен, известная российскому зрителю, как «Рыжая Соня», а картина «Я люблю тебя, детка», посвящена нынешней супруге артиста и художника Дженнифер Флэйвин.

«Художник должен меняться»

Заместитель директора по научной работе Русского музея Евгения Петрова перед открытием экспозиции отметила: «Когда Сталлоне узнал этим летом, что у него будет выставка в Русском музее, он специально написал шесть-семь картин для этой экспозиции. По технике они немного отличаются от его прежних работ. Они более минималистичны».

На просьбу корреспондента «Голоса Америки» прокомментировать поздний период его творчества, артист ответил: «Для меня всегда было естественным, что в течение своего жизненного пути художник меняется сам, так же, как меняется его искусство. Хотя есть художники, которые всю жизнь рисовали в одном и том же стиле. Я знаю, что раньше в моих картинах были более агрессивные, яркие тона. А то, как я рисую сейчас, может быть, больше похоже на стиль Хуана Миро, то есть, это - более спокойные, уравновешенные тона. Значит, сейчас я чувствую мир именно так. А вам нравится такое изменение?», - шутливо спросил «Слай» Сталлоне.

Завершая презентационную часть, Владимир Гусев ответил, что Русский музей никогда не делает заведомо слабых выставок и добавил, что не обязательно каждая новая экспозиция должна понравиться всем без исключения посетителям. Убедиться в правоте слов директора Русского музея сможет каждый, кто придет на выставку Сильвестра Сталлоне в Михайловском (Инженерном) замке Санкт-Петербурге. Выставка продлится до середины января 2014 года.