Российская оппозиция финансируется Грузией?

Лидеры российской оппозиции на акции протеста 15 сентября 2012

Обвинения следствия против активистов движения «Солидарность» придется доказывать – полагает Мария Липман
Сотрудники Следственного комитета (СК) РФ при обыске в квартире участника движения «Солидарность» Юрия Набутовского обнаружили материалы, подтверждающие связь российской оппозиции с грузинской политической элитой. Об этом сообщается в официальном заявлении на сайте ведомства.

Обыск в квартире Юрия Набутовского начался около семи часов утра, о чем стало известно из записей в Твиттере других участников движения «Солидарность» Ильи Яшина и Сергея Давидиса. Они же сообщили о том, что при обыске у Набутовского и его жены была изъята техника – мобильные телефоны и компьютеры, и о том, что подвергшимся обыску активистам пришлось подписать согласие о неразглашении подробностей обыска. В то же время обыски прошли в квартирах еще двух представителей движения «Солидарность» – у Таисии Александровой и Анны Корниловой.

По мнению следствия, трое подвергшихся обыску активистов протестного движения весной 2012 года выезжали в Литву для участия в семинаре, посвященном захвату власти на примере «цветных революций», произошедших ранее в других странах. Во время обысков у них искали «предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела, а также для установления личности иных лиц, причастных к совершению данного преступления».

Давидис: «власть ищет виноватых»

В комментарии «Голосу Америки» член бюро движения «Солидарность» Сергей Давидис подтвердил информацию о том, что Юрий Набутовский не имел тесных контактов с Сергеем Удальцовым и Леонидом Развозжаевым, которым сейчас предъявлено обвинение в организации массовых беспорядков. По его словам, Набутовский «имел с ними не больше связей, чем тысячи других участников протестов». «Тем не менее вполне понятно, почему именно он привлек внимание следственных органов: он фигурировал в "Анатомии протеста"», засветился во время поездки в Литву, когда его, по мнению следствия, учили готовить беспорядки», – рассказал Давидис.

По словам члена бюро «Солидарности», во время своих путешествий за границу Набутовский участвовал исключительно в открытых и легальных мероприятиях, однако власти не преминули воспользоваться этим как предлогом для предъявления обвинения. «Сейчас как в СССР – каждая поездка за границу может быть использована против тебя», – добавил он. Юрий Набутовский, по словам Давидиса, был рядовым участником гражданского протеста и всегда вел себя очень осторожно. «Даже на митингах его задерживали крайне редко», – пояснил Давидис. Активист «Солидарности» также пояснил, что, по его мнению, никакой явной связи между санкциями в отношении Набутовского и прочих активистов «Солидарности» и подготовкой протестных митингов нет. «Власть просто ищет виноватых, вот и за "Солидарность" принялась», – добавил он.

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» член бюро «Солидарности» Сергей Давидис высказался по поводу волны арестов и обысков, которым были подвергнуты участники протестов за последнее время. «С одной стороны, это может быть и устрашающим жестом для оппозиции со стороны властей, – заявил он. – Но я скорее допускаю, что это просто полное безразличие сотрудников следственных органов к комфорту людей – прийти в 7 утра, чтобы точно застать дома, изъять полный комплект техники, – это совершенно недопустимое неуважение к людям». Давидис также добавил, что участникам протестов, которые подверглись обыскам в последнее время, «повезло» больше, чем рядовым гражданам, преследуемым законом. «Все-таки оппозиция на виду – чуть что сделаешь не так, и тебя Медведев обругает, – пояснил он. – А обычных граждан у нас защитить некому».

В связи с последними событиями в России – арестами оппозиционеров, серией обысков – на Западе все громче стали звучать голоса о том, что Владимир Путин пытается «возродить СССР». То, что сегодня происходит во многих республиках бывшего СССР – по существу, «ресоветизация» региона, проявляющаяся, в том числе, в усилившемся давлении на представителей гражданского общества, правозащитников и независимые СМИ. Об этом в четверг 6 декабря на встрече министров иностранных дел ОБСЕ в Дублине заявила Госсекретарь США Хиллари Клинтон.

Сергей Давидис к этой мысли отнесся неоднозначно. «Возродить Советский Союз он, разумеется, не хочет, – Путин вряд ли пожелает потерять свою недвижимость и свои привилегии, – заявил активист. – Однако он сам вырос в СССР, и некоторые вещи, которые мы считаем недопустимыми, для него – норма, он продолжает вводить свои чекистские реформы».

Липман: «Обвинения еще надо доказать»

Мнение Сергея Давидиса о непричастности Юрия Набутовского к организации массовых протестов противоречит сегодняшнему заявлению СК о якобы выявленных связях российской оппозиции с грузинскими политиками.

Если будут доказаны распространенные российскими правоохранителями сведения о том, что средства на нужды российской оппозиции перечислялись из Грузии, то гражданский протест может быть дискредитирован в глазах общества – полагают некоторые комментаторы. Однако эксперт Московского центра Карнеги Мария Липман уверена, что делать выводы пока рано. «С одной стороны, подобное заявление СК – это еще не судебное решение, а значит, только гипотеза, – считает она. – С другой стороны, СК – достаточно серьезное ведомство, чтобы считаться с распространяемой им информацией».

В комментарии «Голосу Америки» политолог заявила, что у нее от последних событий, связанных с оппозицией, «осталось впечатление, что выполняется не единый план, а множественные инициативы от разных ведомств». «Так или иначе, говорить о дискредитации гражданского протеста странно: в глазах некоторых граждан он дискредитирован уже его отношениями с властью, в глазах других происходящие сейчас аресты и обыски служат оппозиции лучшим оправданием, а действия власти являются для них клеймом позора», – пояснила она.

На вопрос о российско-грузинских отношениях в случае подтверждения информации СК Липман ответила, что они, несмотря на заметное ухудшение в последнее время, строятся по принципам внешней политики. «Если бы подобное обвинение было высказано президентом или министром иностранных дел – было бы, о чем говорить», – пояснила эксперт.