Россия и ОЗХО: в чем суть разногласий?

Инспекторы ОЗХО в Дамаске. 18 апреля 2018 г.

Эксперты – об опасениях Москвы в связи с расширением полномочий международной организации

МОСКВА – В Москве выражают острое недовольство в связи наделением Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) полномочиями по определению виновных в химатаках, получивших в последнее время широкое распространение. Расширение мандата ОЗХО накануне было подкреплено практическими мерами на конференции на конференции в Гааге государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия.

На конференции объявили о формировании группы из десяти человек, которым и предстоит выявлять виновных в каждом конкретном случае и выделили в этих целях финансирование, увеличив бюджет организации на следующий год.

Создание нового механизма номинально одобрено ОЗХО еще летом 2018 года, но без финансирования идея была обречена на пробуксовку. До этого ОЗХО могла лишь устанавливать факт применения химоружия.

Россия и ряд других стран, в частности Китай и Иран, всегда выступали против таких изменений. Так произошло и в этот раз.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров после сегодняшних новостей из Гааги назвал складывающуюся ситуацию «тревожной». По его утверждению, решение о расширении мандата ОЗХО принято «голосованием путем слома имеющихся правил процедуры».

За увеличение бюджета в результате проголосовали 99 государств при необходимом большинстве в 84 голоса, против – 27.

Постпред США в ОЗХО Кеннет Уорд по поводу возникшей на конференции в Гааге дискуссии заметил, что в этом году было множество случаев применения химоружия, в особенности в Сирии, которая является союзницей России, и назвал попытки Москвы отменить ранее принятое решение «вопиющем лицемерием».

Независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр в интервью Русской службы «Голоса Америки» сказал, что Москва выступает против инициативы, потому что есть факт применения химоружия именно со стороны России – отравление Скрипалей в Солсбери. Также, по его мнению, Москва ответственна на преступные действия режима Асада.

«Россия взяла на себя обязательства по уничтожению химоружия в Сирии, – напомнил он. – Письменно подтвержденные договоренности на этот счет были достигнуты с ОЗХО и рядом стран международной коалиции, в том числе США. Но затем последовали химатаки в разных регионах страны. Было зафиксировано массовое применение химоружия, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения».

Теперь Россия может быть признана косвенным виновником этих преступлений, считает военный аналитик. Как ему представляется, новшества в ОЗХО – вынужденная мера.

«Когда проводятся расследования преступления, то априори должны определяться виновные в его совершении, – добавил он. – Но Россия всякий раз выступала против этого. Поэтому фактически все эти дела лежат мертвым грузом, но сейчас им дадут ход».

Кроме того, Павел Фельгенгауэр не исключил, что и Великобритания обратится в ОЗХО в связи с нашумевшим отравлением в Солсбери. И если будет установлена связь между применением боевого отравляющего вещества и «Бошировым» и «Ивановым», то за все придется отвечать России, а не конкретным исполнителям, указал он.

В свою очередь, как предположил доктор политических наук Юлий Нисневич, Россия опасается новшеств в работе ОЗХО потому, что «не все так гладко, как она пытается представить».

«Поэтому Москва и Пекин предприняли в Гааге последнюю попытку не дать хода инициативе, стремясь заблокировать выделение средства на ее реализацию, – констатировал он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Россия вместе с Китаем здесь держали оборону до последнего, но потерпели поражение».

Теперь все результаты расследований будут документированы и опубликованы, подчеркнул политолог.

«То есть, публично объявят, кто в виновен в том или ином преступлении, и за этой информацией будет стоять авторитет международной организации», – резюмировал он.

В соответствии с обнародованными планами ОЗХО, группа экспертов в составе десяти человек уже в феврале будущего года приступит к расследованию ранее совершенных химатак в Сирии.

Россия неоднократно угрожала выйти из ОЗХО, но пока не предпринимала к этому практических шагов.