Правозащитное кино в Нью-Йорке: «Темы для нашего фестиваля долго не иссякнут»

«По приказам президента». Кадр из фильма. Courtesy photo

Нью-Йоркский кинофестиваль, проводимый «Хьюман райтс уотч», отмечает тридцатилетний юбилей

У организаторов юбилейного, 30-го фестиваля правозащитного кино в Нью-Йорке, похоже, начисто отсутствует суеверный страх перед цифрой 13. Фестиваль открывается в четверг 13 июня, и, как сообщила заместитель директора фестиваля по программированию Лия Сапин (Leah Sapin), в его рамках будут показаны 13 документальных фильмов из разных стран.

Фестиваль традиционно проходит на двух площадках – в Линкольн-центре и в Центре независимого кино (IFC Center) в Гринвич-Вилледже. Его главным организатором выступает «Хьюман райтс уотч» (Human Rights Watch) – авторитетная некоммерческая организация, осуществляющая с 1978 года расследование нарушений прав человека более чем в 90 странах мира.

Откроется фестиваль фильмом «Адвокат» (Advocate) режиссеров Рейчел Ли Джонс и Филиппа Белейка. В центре его профессиональная деятельность израильского адвоката Леи Цемель, которая на протяжении десятилетий берется как защитник за самые сложные и безнадежные судебные дела. Ее клиенты, как правило, это палестинские арабы, обвиненные в насильственных актах против еврейского населения. Фильм прослеживает одно из последних дел такого рода – дело 13-летнего палестинца Ахмада, которого обвиняют в ножевой атаке в Иерусалиме. Для многих в Израиле Цемель – предательница, которая защищает врагов еврейского народа. Для других она не просто опытный адвокат, а и бескорыстный друг.

«Это очень важный фильм, – говорит Хулуд Бадави, консультант по региону Ближнего Востока и Северной Африки «Хьюман райтс уотч». – Он поднимает вопросы о укорененной дискриминации в отношении палестинцев и о необходимости справедливого судопроизводства».

«Адвокат». Кадр из фильма. Courtesy photo

«В этом году мы концентрируем внимание на историях, рассказанных самими людьми, – отметила в телефонном интервью Русской службе «Голоса Америки» Лия Сапин. – Это для нас высший приоритет. В этом году половина фильмов снята кинематографистами, выходцами из мест, о которых идет речь в их фильмах. Половину фильмов программы сняли небелые режиссеры. Также половину фильмов сделали режиссеры-женщины. После просмотров зрители смогут поговорить с авторами, задать им вопросы. Прямое, свободное общение создателей лент, а также их героев со зрителями – одна из отличительных черт нашего фестиваля, которой мы гордимся».

«Отбирая фильмы, мы ищем аутентичность и уникальность авторского видения, - сказала Лия Сапин. – Скажем, картина «По приказам президента», в которой речь идет о реалиях объявленной президентом Филиппин Родриго Дуарте войны с наркотиками и одновременно войны с объективной журналистикой. Нас, в первую очередь, интересуют новые, еще малознакомые темы. И, конечно, важным фактором является высокий профессионализм создателей лент».

Фильм «По приказам президента» (On the President’s Orders) снят режиссерами Джеймсом Джонсом и Оливье Сарбилем. Им удалось получить доступ как к полицейским, подозреваемым в убийствах причастных к торговле наркотиками, так и к семьям жертв этой брутальной правительственной компании.

Еще одна картина, которая, по мнению Лии Сапин, вызовет повышенный интерес, это лента «Страна одного ребенка» (One Child Nation). Ее авторы Нанфу Ван и Цзялин Чжан исследовали печально знаменитую политику «одного ребенка» в Китае, включая такие ее проявления, как принудительная стерилизация и аборты. На собственном примере Нанфу Ван рассказала о том, каково быть матерью в Китае и какие тяготы и трагедии переживают те, кто нарушили государственные ограничения. В фильме много прямых свидетельств жертв этой политики и неизвестных архивных материалов. Политика «одного ребенка» была отменена в 2015 году, но, как утверждают авторы фильма, коллективная травма еще долго будет влиять на жизнь сотен миллионов жителей Китая. Фильм получил гран-при как лучший документальный фильм года на фестивале Сандэнс.

«Страна одного ребенка». Кадр из фильма. Courtesy photo

«Во время предварительного просмотра фильмов мы лишний раз убедились в том, что тирания и угнетение в мире только нарастают, – заметила Лия Сапин, – и темы для нашего фестиваля долго не иссякнут. В нашей программе – острейшие сюжеты из Венесуэлы и Китая, Филиппин и США, Палестины и Южной Африки».

В картине Юнис Лау «Примите звонок» (Accept the Call) рассказывается о борьбе мусульманской молодежи Америки с расизмом и предрассудками. Мариам Зареи в ленте «Рожденная в Эрине» (Born in Evin) повествует о своей личной судьбе. Она родилась в иранской тюрьме, и горький опыт тех лет накладывает отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь. О трудностях выживания в условиях глубокого социального кризиса в Венесуэле - фильм Туки Женкеля «Все хорошо» (Esta Todo Bien). Жизнь нескольких человек, героев ленты, поставлена под вопрос из-за тотального коллапса системы здравоохранения.

Самой необычной картиной нынешнего фестиваля Лия Сапин считает «Меня не упрятать в коробку. История интерсекса» (No Box for Me. An Intersex Story) о проблемах, с которыми сталкиваются люди, рожденные гермафродитами. Швейцарский режиссер Флориана Девинь знакомит с теми, о ком до недавнего времени говорить было не принято, а именно с людьми, родившимися с анатомическими признаками обоих полов. В детском возрасте им часто делают принудительные операции по «исправлению» природы, что в дальнейшем, как рассказывается в фильме, становится для них источником неисчислимых страданий.

Фильмом закрытия устроители выбрали фильм «Беллингкэт. Правда в постправдивом мире» (Bellingcat. Truth in a Post-Truth World) голландского режиссера Ханса Поола. Он знакомит с группой энтузиастов интернет-журналистики и онлайновой экспертизы в разных странах, которые с лета 2014 года соединили усилия для ведения альтернативных расследований путем анализа данных из открытых источников. В фильме основатель Беллингкэт британец Элиот Хиггинс и его коллеги проливают свет на расследование отравления Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, катастрофы малайзийского лайнера в Донецкой области, ракетного обстрела рынка в Сирии и других громких событий мирового масштаба.

Объявлено, что сотрудники Беллингкэт Кристиан Триберт и Джей Розен примут участие в беседе со зрителями фестиваля после просмотра в IFC Center.

Фестиваль правозащитного кино завершится 20 июня.