Защита ядерных материалов – на повестке дня в Вашингтоне

На предстоящем на следующей неделе в Вашингтоне саммите по ядерной безопасности президент Барак Обама попытается убедить лидеров сорока с лишним государств в том, что ядерный терроризм представляет самую большую угрозу миру. Несколько дней назад была представлена новая ядерная доктрина США, в основе которой также лежит этот тезис.

По мнению Уильяма Тоби, бывшего заместителя главы Национального управления по ядерной безопасности при Министерстве энергетики США, а ныне старшего научного сотрудника Белферовского центра науки и международных отношений Гарвардского университета, переоценка угроз в Соединённых Штатах началась вскоре после терактов 11 сентября 2001 года.

Выступая в Праге в апреле прошлого года, президент Обама объявил своей целью «в течение четырех лет обеспечить сохранность всех недостаточно защищённых материалов по всему миру». На этой неделе он вернулся в столицу Чешской республики для того, что бы подписать новый американо-российский договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. На следующей неделе российский президент Дмитирй Медведев, а также лидеры большинства ядерных держав будут участвовать в беспрецедентном саммите в Вашингтоне. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун не приедет из-за начавшейся в его стране предвыборной кампании. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху неожиданно отказался ехать на саммит из-за намерения Египта и Турции поднять на встрече вопрос о ядерном потенциале Израиля. Иран, который международное сообщество подозревает в попытках создать ядерное оружие, и вышедшая из Договора о нераспространении Северная Корея приглашений на саммит не получили.

Эксперты уделяют особое внимание участию в вашингтонском саммите председателя КНР Ху Цзиньтао, который, как ожидается, выступит с докладом по ядерной безопасности и впервые озвучит позицию КНР по этой проблеме на столь высоком уровне. До недавнего времени участие китайского лидера в саммите оставалось под вопросом. «Китай может сыграть здесь фундаментальную роль, – сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки» президент Федерации американских учёных Чарльз Фергюсон. – Китай вот-вот станет ведущим производителем атомной энергии в мирных целях. До сих пор в списке лидеров значились США, Россия, Франция и Япония, но Китай поставил целью к 2030 году обогнать Соединённые Штаты по числу атомных электростанций».

В работе вашингтонского саммита примет участие и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. По мнению главы ООН, которое озвучил в Нью-Йорке его пресс-секретарь, «форум созывается в очень благоприятный момент, отмеченный подписанием в Праге нового Договора по СНВ и проведением в мае Обзорной конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия».

«Президент Обама напоминает, что такие группировки, как Аль-Каида или японская Аум Синрике, а также и другие террористические группировки, пытались заполучить оружие массового поражения, – сказал Русской службе «Голоса Америки» доктор Пол Уокер, директор программы безопасности неправительственной организации Global Green USA, близкой к администрации Обамы и являющейся партнером Международного Зелёного Креста, основанного Михаилом Горбачевым. – И если террористы демонстрируют интерес к ядерному, химическому, биологическому и радиологическому оружию, то следующий вопрос – где они могут взять материалы, необходимые для производства такого оружия? Как мы знаем, Россия и Соединённые Штаты в течение последних 20 лет избавляются от химического оружия, нам удалось предотвратить распространение биологических патогенов, но расщепляющиеся материалы, включая обогащённый уран и плутоний, в большом количестве разбросаны по всему миру. Мы знаем, что в бывшем Советском Союзе не раз задерживали контрабандистов, перевозивших радиоактивные материалы».

Однако далеко не все осознают эту опасность. Выступая на этой неделе в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне, старший научный сотрудник Гарвардского университета Мэтью Банн назвал «самым серьёзным вызовом в усилиях по обеспечению безопасности ядерных материалов необходимость преодолеть беспечность и халатность, которые проявляют в этом вопросе руководители многих государств».

Доктор Уокер считает, что теракт с применением ядерного оружия, где бы он ни произошёл – в Москве, Нью-Йорке, Вашингтоне, Париже, Лондоне, Буэнос-Айресе или Аддис-Абебе – будет иметь катастрофические социально-экономические последствия для всего мира. «Поэтому, – продолжает он, – даже если вы не думаете, что такой теракт возможен в вашей стране, это все равно должно вас беспокоить».

По мнению доктора Уокера, ядерные державы лучше других понимают опасность, которую представляют собой неадекватно защищённые ядерные материалы. «Другие страны, где используется атомная энергия и существуют коммерческие реакторы, я думаю, тоже понимают эту опасность, – сказал он. – Растущую озабоченность эта проблема вызывает на Ближнем Востоке, в Центральной и даже Юго-Восточной Азии, где также действуют террористы. Есть страны, у которых нет опыта работы с атомной энергией и которые не имеют ядерных амбиций – там эта проблема не стоит столь остро».

По данным организации Global Green USA, сегодня в мире достаточно высокообогащённого урана и плутония для того, что бы создать более ста тысяч ядерных зарядов. «Это, конечно, не значит, что террористы могут заполучить сто тысяч бомб, – оговорился доктор Уокер, – но если мы не сможем обеспечить сохранность и безопасность этих материалов, опасность того, что они попадут в руки террористов очень велика. Высока вероятность того, что в обозримом будущем какая-либо террористическая группировка получит доступ к радиоактивным материалам, что позволит им создать так называемую «грязную бомбу»».

Доктор Уокер считает, что предстоящий саммит в Вашингтоне вписывается в более широкие усилия президента Обамы по «де-легитимизации ядерного оружия». «Поэтому он собирается обратить международное внимание на Казахстан, Украину, Беларусь и Южную Африку, добровольно отказавшихся от ядерного оружия, – сказал эксперт. – Таким образом, президент хочеть подчеркнуть, что в долгосрочной перспективе, мир будет лучше без ядерного оружия».

Уильям Тоби предполагает, что по итогам саммита в Вашингтоне будет выпущено совместное заявление, в котором участники встречи пообещают принимать более жесткие меры по борьбе с контрабандой ядерных материалов и усилить международное сотрудничество по обеспечению их сохранности. Доктор Уокер отмечает, что «когда за одним столом сидят представители 47 стран, очень трудно согласовать совместное заявление». «Тем не менее, – продолжает он, – дипломатическая подготовка этого саммита продолжалась около года, и я ожидаю, что все участники встречи поставят свои подписи под разработанным коммюнике».

Эксперты также надеются, что на саммите будут подтверждены, а возможно и расширены полномочия МАГАТЭ, включая предоставление этой международной организации доступа к местам хранения ядерных материалов. По данным доктора Уокера, в коммюнике саммита будет провозглашена цель полного запрета на производство высокообогащённого урана. «Все коммерческие и исследовательские реакторы должны быть конвертированы для работы на низкообогащённом уране, – сказал эксперт, – в противном случае, они будут подлежать демонтажу».

На женевской Конференции по разоружению уже много лет обсуждается вопрос о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия, однако, по мнению экспертов, из-за позиции таких стран, как Иран, Северная Корея, Индия и Пакистан, такой договор по-прежнему не согласован.

По мнению аналитиков, не менее важными, чем запланированные официальные мероприятия саммита, будут встречи в кулуарах, где, возможно, будут обсуждаться новые санкции против Ирана, который намерен провести свою конференцию по ядерному разоружению через неделю после вашингтонского саммита. Тегеран заявляет, что не стремится к разработке ядерного оружия и что его ядерная программа носит мирный характер.

Ряд развивающихся государств считают несправедливым Договор о нераспространении ядерного оружия, к присоединению к которому США пытаются склонить Индию, Пакистан, Израиль и Северную Корею. Пол Уокер признаёт, что этот Договор, «разделивший мир на тех, кто обладает ядерным оружием, и тех, у кого его нет, носит дискриминационный характер». «Это серьёзный вопрос, – сказал он, – и я думаю, что именно поэтому президент Обама стремится к избавлению мира от ядерного оружия. Сам он считает, что ядерное оружие – это скорее бремя, чем нечто, несущее преимущества».

«Соединённые Штаты и Россия согласились сократить свои ядерные арсеналы, – добавил доктор Уокер, – и я думаю, что со временем к этим усилиям должны будут присоединиться и Великобритания, и Франция, и Китай, и Индия, и Пакистан, и Израиль, создавая безъядерные зоны. Но нам предстоит пройти долгий путь. Ядерное оружие существует с 1945 года, и мы надеемся, что нам удастся загнать этого джинна обратно в бутылку к 2045 году. К этой цели необходимо продвигаться постепенно, предпринимая маленькие позитивные шаги – только так можно прийти к безъядерному миру».

Однако не все эксперты настроены столь оптимистично. «Мы не знаем, к чему приведут эти усилия, потому что решение вопросов ядерной безопасности должно быть найдено на многосторонней основе, а это гораздо сложнее и дороже, чем, например, договориться с Россией», – сказал, выступая в Национальном пресс-клубе Кен Луонго, президент исследовательской организации «Партнёрство в интересах глобальной безопасности».

Читайте также:

Вашингтонский саммит: в повестке дня – ядерный терроризм

Новая ядерная доктрина Обамы: «Россия и США более не противники»

На саммите в Вашингтоне будут обсуждаться проблемы ядерного терроризма